Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шекспировская развязка: ждать или не ждать повышения цен на бензин?

Шекспировская развязка: ждать или не ждать повышения цен на бензин?

Биржевые цены на бензин бьют рекорды. Так, 18 июня стоимость тонны топлива Аи-95 достигла 57,3 тыс. рублей, Аи-92 – 50,7 тыс. рублей. Некоторые эксперты утверждают, что вслед за биржевыми взлетят и розничные цены. Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, не согласен с данным мнением.

«Я считаю, что цены на АЗС не взлетят. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за этим активно следит. Стоимость топлива останется прежней точно на сетевых заправках, возможны небольшие колебания на независимых АЗС. (…) Да, в целом из-за инфляции цены на бензин повысятся. У нас в России создан механизм, датирующий надбавки. Он плох тем, что если топливо дешевеет на бирже, то розничные цены не опускаются, но и работает в обратную сторону: на бирже что-то происходит, на рознице это не отражается. Поэтому сейчас, когда биржевые цены обновили исторический максимум, скачка на АЗС я бы не ждал», – пояснил собеседник «Радио 1».

По его словам, главной причиной рекордного повышения биржевых цен на бензин является снижение производства топлива на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).

«Когда началась самоизоляция, спрос на топливо существенно упал, и, соответственно, НПЗ стали меньше перерабатывать. Сейчас мы видим обратную волну: заводы ещё не увеличили объёмы производства, а спрос увеличился. Люди после снятия ограничений начали активно перемещаться, поэтому возник такой локальный дефицит. Важно отметить, что это временное явление. Сейчас НПЗ наберут обороты, бензин дойдёт до АЗС, он снова выйдет на биржу. Стоит упомянуть ещё две косвенные причины. Во-первых, у нас сейчас запрещено импортировать бензин. Мы закупали белорусское, казахское топливо, это было таким подспорьем, которое сдерживало цены, когда возрастал спрос. А во-вторых, компаниям во время эпидемии разрешили снизить обязательный объём продаж на биржу», – рассказал эксперт.

Юшков отметил, что стоимость бензина выше там, где меньше нефтеперерабатывающих заводов, куда далеко везти топливо, например на Крайний Север, в Сибирь.

«На Дальнем Востоке, кроме этого, был плохо отлажен механизм, датирующий надбавки. Государство доплачивало нефтяникам, чтобы они не повышали цены. Такая проблема была и в начале нынешнего года, и в 2019 году. Поэтому туда сделали льготный тариф на провоз бензина по железной дороге, чтобы из других регионов, где есть НПЗ, можно было дёшево доставить топливо», – добавил собеседник «Радио 1».

Что же касается Центральной России, в том числе Московского региона, то стоимость бензина, по словам эксперта, не завышена, может колебаться в диапазоне рубля, что зависит от конкретного региона.

Источник: Радио 1, 19.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики