Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пока немцы понимают, что их спасет «Северный поток-2», есть шанс его достроить

Пока немцы понимают, что их спасет «Северный поток-2», есть шанс его достроить

Все больше политиков в Германии требуют остановить российский газопровод

Российский газопровод может усилить влияние Берлина на Евросоюз и повести его в нужном Германии направлении, но немецкие депутаты разошлись во мнении о судьбе «Северного потока-2» и предлагают канцлеру Ангеле Меркель противоположные решения.

Замглавы фракции Свободной демократической партии в Бундестаге Александр Ламбсдорф призвал отказаться от проекта.

«Есть и другие поставщики, у которых можно получить газ», — заявил он в интервью Bild.

По его словам, произошедшее в 2019 году в Берлине убийство гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили было совершено по поручению российских властей, и это является «атакой на суверенитет Германии».

«Нам следует трижды подумать, действительно ли нам прокладывать этот трубопровод, чтобы получать газ из России», — сказал депутат. 

В то же время Ангела Меркель призвала сперва дождаться итогов судебного разбирательства по делу Хангошвили, прежде чем принимать какие-либо меры.

Ранее глава комитета Бундестага по энергетике Клаус Эрнст напротив выступил за продолжение строительства, а также сообщил, что в комитете по этому вопросу достигнуто согласие. Его коллега Антон Фризен считает, что «Северный поток — 2» критикую лоббисты интересов США, а не Европы.

«Северный поток — 2″ — шаг к энергобезопасности Европы. Россия — добросовестный и доброкачественный поставщик дешевого газа, что нельзя сказать о США, чей СПГ дорогой и вредный для окружающей среды», — заявил депутат.

По мнению депутата от Свободной демократической партии Мартина Нойманна, такой проект как СП-2 гарантированно покроет запрос Европы на газ, а вопросы геополитики не должны выбивать Германию из колеи, когда речь заходит об устойчивом энергетическом рынке.

До последнего времени власти Германии были решительно настроены на завершение проекта и подчеркивали его экономическую целесообразность. При этом планы по очередным санкциям в отношении газопровода немецкие власти считают посягательством на суверенитет страны и Евросоюза.

«Если это не прекратится, то, чтобы защитить себя, мы будем должны рассмотреть серьезные меры. Например, штрафные тарифы для американского природного газа», — заявил Клаус Эрнст.

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев сомневается в принятии контрмер со стороны Германии, если новые санкции США не будут касаться напрямую немецкого бизнеса и, прежде всего, крупных компаний.

— Красной чертой является ущерб для крупного немецкого бизнеса. На это Меркель и депутаты не смогут закрыть глаза, какие-то меры будут приняты.

Если реализуется то, что пока намечено (санкции — ред.), то в худшем случае это коснется порта Мукран и компаний, которые обслуживают российские суда в этом порту. Не думаю что это достаточный повод для введения санкций против США.

«СП»: — Может ли как-то ситуация с убийством Хангошвили повлиять на позицию Германии и, в частности, Меркель повлиять на решения по строительству «Северного потока — 2»?

— В Германии есть разные политические силы и всегда было разное отношение к «Северному потоку — 2». Здесь ничего нового нет.

Это никак не повлияет. Есть позиция правящей партии, которая выступает за завершение проекта. То, что в парламенте есть оппозиция это вполне естественно, никогда не было и не могло быть единодушия по «Северному потоку — 2». Я бы не относился к этому серьезно.

«СП»: — Как скоро может завершится строительство, учитывая не только возможные санкции США, но и позицию некоторых европейских стран, а также возможные препятствия, которые они пытаются чинить, в частности, Дания?

— Еврокомиссия ничего сделать не может против строительства. Единственная проблема — датское энергетическое агентство, из-за которого могут быть сдвинуты сроки, которое может не разрешить использование судов без динамического позиционирования. Это может удлинить сроки строительства.

Я бы рассматривал базовый сценарий завершения строительства — лето 2021 года.

«СП»: — Санкции США могут остановить строительство?

— Не могут, потому что оно будет вестись судами, находящимися в российской юрисдикции. Но если не удастся использовать порт Мукран, то это удлинит сроки, потому что придется переносить базовый склад в российские порты, например, Калининград. Это, кроме того, дополнительные издержки.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович согласен с коллегой в том, что американские санкции будут напрямую бить по немецкому бизнесу, который сотрудничает с Россией по газу, то, несмотря на евроатлантическую кооперацию между Германией и Америкой и формально союзные отношения по целому ряду институтов, как например, НАТО, это может плохо кончиться для США. Речь идет о нормальной коммерческой деятельности, как например, поставки труб для газопровода, предоставление финансовых услуг и так далее.

— США могут перегнуть палку и, хотя могут получит позитивный результат в виде задержки строительства «Северного потока -2», но ценой будет резкий обвал отношений с Германией.

Германия была «паинькой» по отношению к американцам в течение послевоенной истории, тем не менее, были примеры, когда американское давление приводило к противоположному результату. Например, санкции, которые были введены против еще советско-германского проекта по трубам как раз для газопровода, закончилась тем, что Германия все равно проект реализовала.

Высказывания, которые звучат в Бундестаге, пока еще предупреждения в адрес американцев: если они не будут перегибать палку, то это останется словами. Но если завтра мы увидим новость, что какая-то компания, которая сотрудничает по «Северному потоку-2», получила заморозку счетов, это будет плохо. Для Германии это будет сигнал пересматривать отношения с Америкой. И Америка это понимает, поэтому больших санкций в отношении немцев еще не было.

«СП»: — А сложности в российско-германских отношениях из-за убийства Хангошвили могут повлиять на решения по «Северному потоку-2»?

— Это фактор, который надо учитывать. Европейская элита в отношении России вообще расколота, и немецкая, в частности. У разных фракций, партий и даже внутри партий, представленных внутри Бундестага, есть разные точки зрения. Есть немцы, заточенные против России, ее политического режима, есть и те, кто против Дональда Трампа выступает, их немало в Германии.

Думаю, для нас важно не то, чтобы вся Германия была как единый пионерский лагерь против или за какую-то точку зрения, а чтобы внутри Германии были достаточные силы внутри политического истеблишмента, внутри крупного бизнеса, внутри крупных бизнес-ассоциаций было достаточное ядро сторонников проекта, чтобы он в итоге заработал. Нет необходимости, чтобы вся Германия выходила на митинг в поддержку «Северного потока-2», надо решить технологическую задачу.

С моей точки зрения, несмотря на существующие риски, важно наличие ядра сторонников проекта внутри Германии, а далее они представлены и в институтах Евросоюза, например, в Совете ЕС. Известно, что в Еврокомиссии очень критически настроены в отношении России, но она не может принимать суперважные решения, касающиеся санкций или изменения права ЕС, без согласия Совета ЕС, а в этом органе очень сильны позиции национальных государств, в частности, Германии. Если бы не позиция Германии в Совете ЕС, то поправки к Газовой директиве давно были бы приняты в такой жесткой форме, которые сделали вообще невозможным использование «Северного потока-2» на полную мощность. Но с учетом позиции Германии, ее лоббистов поправки, принятые год назад в Газовую директиву, совершенно сознательно оставили лазейки, чтобы в перспективе этот газопровод можно было загружать на полную мощность.

Есть ядро сторонников Германии. Чехии тоже проект очень выгоден и с точки зрения экономики, и поставок газа, и зарабатывания на транзите.

Германии проект выгоден не только с точки зрения экономики — она будет получать дешевый газ и деньги за транзит, она получает еще и политическую выгоду. ЕС давно находится в стадии перехода на новый этап развития. Эта стадия длится уже 10 лет, со времен кризиса 2008−2009 годов. Стоит вопрос — что будет с ЕС: будет дальнейшая централизация, будет ли передачи полномочий национальных государств наднациональным институтам или наоборот — будут разбегаться.

Германия навязывала свою экономическую политику — экономьте, живите по средствам, собирайте налоги — странам южной периферии, таким как Италия, Испания, Греция, которые, с точки зрения немцев, привыкли раздолбайствовать по экономике. Будущее ЕС зависит оттого, сможет ли Германия навязать свою видение экономической жизни ЕС, кто будет управлять этой периферией — сами или через институты ЕС на это будет влиять Германия.

Получая газопровод и возможность контролировать потоки российского газа на юг Европы, а он из «Северного потока», возможно, до Италии будет доходить, Германия получает от России инструмент влияния на южную периферию ЕС, который Германии потребуется на ближайшие десятилетия, когда она будет перестраивать Евросоюз в том направлении, который считает необходимым. Поэтому проект трижды важен для Германии, поэтому ядро его сторонников живо. Разве Меркель — сторонник России, разве она дружит с Путиным? Но она понимает, что проект им нужен. Пока она так считает, шанс его достроить, может и с задержками, очень высоки.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 21.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики