Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без спроса не продавать

Без спроса не продавать

Поможет ли газификации снижение цен в мире на энергоресурсы

Мировые цены на газ упали до многолетних минимумов и в некоторых случаях стали ниже цен внутри России. Это может сделать газификацию более привлекательной экономически и дать дополнительный толчок для развития внутренней торговли газом.

Пока в России сложилась ситуация, когда поставки газа населению стали экономически более выгодными, но их объем ограничен очень медленно растущим рынком сбыта, который зависит от темпов газификации. Цены по спотовым контрактам на поставку газа в Европе и Азии периодически с прошлого года были ниже, чем стоимость газа в некоторых регионах России. Экспорт трубопроводного газа из нашей страны по итогам только I квартала снизился более чем на 20%, а по итогам полугодия, вероятно, этот показатель увеличится."С декабря 2019 года экспортный нетбэк (рыночная цена минус стоимость поставки) газа при реализации по спотовой цене европейских хабов был стабильно ниже регулируемых оптовых цен в России", - сказала консультант VYGON Consulting Екатерина Колбикова. - Это приводит к тому, что стимулы для развития спроса на внутреннем рынке, включая газификацию, определенно выше, чем несколько лет назад, считает Колбикова.

Стимулы выше, но темпы газификации не изменились. С момента запуска газификация считалась никак не коммерческой, а социальной программой. Основной довод в защиту такого подхода был в том, что тарифы для населения в России значительно отстают от рыночной стоимости газа. Сейчас ситуация в корне переменилась, но парадокс в том, что рост внутреннего потребления газа со стороны населения без ускорения темпов газификации обеспечить не получится.

"При сохранении прироста уровня газификации на 1% ежегодно спрос на газ со стороны населения не вырастет и останется на уровне 51 млрд кубометров в год", - объясняет Колбикова. По ее мнению, для производителей газа гораздо больший интерес представляют крупные нефтехимические проекты, такие как получение метанола и удобрений, за тот же период которые могут дать прирост спроса на газ на 15 млрд кубометров.

Темпы прироста газификации - 1% в год, этого мало для увеличения внутреннего спроса

Поэтому даже несмотря на рост привлекательности внутренних поставок газа, экономический стимул продавать его в больших объемах населению нивелируются необходимостью серьезных затрат на подключение новых потребителей. В принятой правительством "Энергетической стратегии РФ до 2035 года" сегодняшний уровень газификации субъектов РФ в 68,6% планируется увеличить до 74,7% в 2024 году и до 82,9% к 2035 году. То есть рост составит немногим более 1% в год.

Учитывая, что газификация и в целом поставки на внутренний рынок в бюджете "Газпрома" в значительной степени субсидировались за счет экспортных доходов, то сейчас изыскивать средства на эти цели будет сложнее, говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, если государство поставит задачу изыскать средства, то это, очевидно, будет сделано.

Кроме того, вероятность принципиального ускорения газификации регионов маловероятна не только из-за низкой заинтересованности поставщиков газа, но и из-за высокой значимости внутреннего рынка для производителей угля при крайне медленном уровне газификации регионов, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 22.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики