Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реальна ли «газовая ОПЕК»

Реальна ли «газовая ОПЕК»

Спрос на газ в 2020 году может упасть на 6%. Об этом заявил генеральный секретарь Форума стран-экспортеров газа Юрий Сентюрин на первом техническом совещании с делегацией ОПЕК. Резкое падение цен на газ снова поставило вопрос о превращении ФСЭГ в «газовую ОПЕК». Однако, по мнению экспертов, сам формат ОПЕК нуждается в пересмотре. Материал об этом подготовлен коллективом Института развития ТЭК (ИРТТЭК ) специально для ИА «Девон».
 
«В настоящее время ФСЭГ разрабатывает сценарий развития газового рынка после эпидемии COVID-19», - приводятся в сообщении организации слова Юрия Сентюрина. Оптимистический вариант развития событий предусматривает падение спроса на 2,8%, пессимистический – на 6%. «Ожидаемое восстановление экономики в 2021 году вряд ли компенсирует потери, которые понесла отрасль, спрос на газ может достичь уровня 2019 года только в 2022 году», - констатировал Сентюрин.
 
Также в сторону понижения пересмотрен долгосрочный прогноз потребления газа – в 2050 году оно будет на 2-3% (100-200 млрд кубометров в год) ниже, чем ФСЭГ ожидал еще недавно. В то же время в долгосрочной перспективе природный газ останется незаменимым топливом, уверены в организации.
 
В настоящий момент газовый рынок переживает глубочайший кризис. Теплая зима и снижение экономической активности из-за коронавируса привели к резкому падению спроса и цен на голубое топливо. В мае цена СПГ на крупнейшем европейском хабе TTF (Нидерланды) опускалась до исторического минимума $26,4 за 1 тыс. кубометров.
 
Аналитики всерьез обсуждали возможность ухода котировок в отрицательную область по аналогии с фьючерсами на американскую нефть WTI. По мере восстановления экономики спрос и цены начали расти. Сейчас стоимость газа на TTF составляет более $60 за 1 тыс. кубометров.
 
Свою долю в рост цены внесли и меры по сокращению производства нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Поэтому возобновились разговоры о том, что ФСЭГ пора вернуться к формату, в котором организация задумывалась изначально и стать своего рода «газовой ОПЕК». Входящие в Форум страны контролируют свыше 70% запасов газа в мире, поэтому обладают достаточным потенциалом, чтобы влиять на объем поставок и цены.
 
Ранее возможности для регулирования рынка ограничивались его спецификой: большая часть газа поставлялась в рамках долговременных контрактов. Кроме того, газ трудно хранить, поэтому оперативно регулировать поставки было затруднительно. Сегодня около 40% мировой торговли газом занимает сектор СПГ, к 2040 году ожидается рост его доли до 60%. Долговременные контракты уступают место спотовым с привязкой к биржевым ценам.
 
Тем не менее, на пути превращения ФСЭГ в аналог ОПЕК стоят несколько препятствий. Во-первых, ключевые игроки, прежде всего Катар, не проявляют заинтересованности в совместных действиях. Напротив, напоминает советник президента Фонда «Институт энергетики и финансов» Николай Иванов, Катар объявляет об увеличении производства и постоянно пытается демпинговать. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов таких крупных производителей СПГ, как США и Австралия, которые не входят во ФСЭГ и не участвуют в его мероприятиях.
 
Для того чтобы эффективно влиять на рынок, сегодня необходим более широкий формат, чем ОПЕК или ФСЭГ, уверен замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Так, чтобы преодолеть кризис на рынке нефти в 2016 и 2020 годах, потребовались совместные усилия всех производителей, прежде всего России, США и Саудовской Аравии. Только последняя из них входит в ОПЕК.

По мнению Гривача, превращение ФСЭГ в ОПЕК – тупиковый путь развития, от которого совершенно правильно отказались. При этом газовый рынок, безусловно, нуждается в механизмах, которые бы позволили координировать добычу. Такой площадкой в перспективе и мог бы стать Форум стран-экспортеров газа.

Источник: ИА «Девон», 23.06.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики