Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил влияние санкций на строительство «Северного потока – 2»

Эксперт оценил влияние санкций на строительство «Северного потока – 2»

Россия попытается завершить строительство «Северного потока – 2» (СП-2) при любых санкциях, потому что проект уже перешел из чисто экономической плоскости в политическую. Об этом рассказал «Известиям» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в среду, 1 июля.

Ранее в этот день компания-оператор Nord Stream 2 AG сообщила, что расширение санкций США против российского газопровода «Северный поток – 2» приведет к блокированию около €700 млн инвестиций, вложенных в завершение строительства.

«Санкции, которые сейчас рассматриваются в США, фактически запрещают вводить в эксплуатацию газопровод, даже если он будет достроен. И формально перед «Газпромом» встает дилемма — нужно ли достраивать «Северный поток – 2» и подводить свою дочернюю компанию «Газпром флот» под санкции, даже если газопровод не будет запущен после окончания строительства», — сказал Игорь Юшков.

По его мнению, с экономической точки зрения издержки в виде санкций нести не стоит. При этом после первых санкций вопрос о реализации СП-2 зависел только от «Газпрома», отметил эксперт.

«Газпром» принял решение достраивать газопровод ценой санкций против своей «дочки». Но в случае утверждения новых санкций судьба трубопровода будет зависеть не только от «Газпрома», но и от европейских стран», — подчеркнул специалист.

«С другой стороны «Северный поток – 2» воспринимается российским государством теперь не только как экономический проект, но и как политический. Именно санкции со стороны США его таковым сделали. Теперь это элемент противостояния России и США на международной арене. Поэтому наиболее вероятно, что «Газпром» будет использовать тактику поэтапной реализации СП-2», — заявил Игорь Юшков.

По его прогнозу, «Газпром» сперва достроит «Северный поток – 2», то есть создаст техническую возможность запуска газопровода, а потом уже будет с европейцами решать вопрос сертификации и разрешений на ввод в эксплуатацию.

В этом случае, даже если не удастся ввести газопровод в эксплуатацию, можно будет говорить, что Россия со своей стороны всё сделала, заключил эксперт.

28 июня автор Forbes Кеннет Рапоза назвал перспективу введения новых санкций США против «Северного потока – 2» бессмысленной, так как ограничительные меры едва ли приведут к заявленному результату. По его словам, они могут рассматриваться только как утешение для Украины, которая воспринимает проект как угрозу.

За два дня до этого альтернативный законопроект о расширении американских санкций в отношении российского газопровода «Северный поток – 2» был внесен в палату представителей конгресса США. Прежде украинская компания «Нафтогаз» призвала Штаты скорее принять закон о санкциях против российского газопровода.

В свою очередь, в правительстве ФРГ начали подготовку ответных мер в случае реализации угроз США проекту.

Сейчас газопровод завершен на 94%. К заключительной части строительства планируется подключить российское судно-трубоукладчик «Академик Черский». В «Газпроме» надеются, что запустят трубопровод в конце 2020-го либо в начале 2021 года. В июне этого года американские сенаторы предложили расширить санкции.

Источник: Известия, 01.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики