Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск обозначил преодоление споров с РФ о цене газа в ожидании энергетических «пряников»

Минск обозначил преодоление споров с РФ о цене газа в ожидании энергетических «пряников»

Ценообразование, которого не было ранее, может появиться только с 2025 года, если будет запущен общий рынок в рамках планов Евразийского экономического союза, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Глава белорусского диппредставительства в Российской Федерации Владимир Семашко заявил, что Москва и Минск достигли понимания в вопросе преодоления споров по цене на газ. Такой вывод он сделал после того, как в России состоялась встреча министров энергетики России и Белоруссии Александра Новака и Виктора Каранкевича, представителей посольства, а также главы «Газпрома» Алексея Миллера.

В настоящее время белорусская сторона не удовлетворена ценами на российский газ, а также разногласиями с «Газпромом», которые возникали при попытках Минска отстоять свою стоимость. Несмотря на это, заверил в своем сообщении Владимир Семашко, Белоруссия видит, что «есть понимание», и считает, что поставленную ранее задачу необходимо решить к 1 января 2022 года.

Около трех лет назад государства договорились сформировать методику определения цен на газ в двусторонней торговле для последующего перехода к единому рынку энергоресурсов. Белоруссия ежегодно импортирует из Российской Федерации около 20 млрд кубометров газа, параллельно неоднократно предлагая снизить цену до уровня Смоленской области. В ходе последних переговоров Белоруссия снова выразила желание договориться с Москвой о ценах, сопоставимых с внутрироссийскими.

«Сегодня прослеживается прямая зависимость образования цен от уступчивости белорусской стороны по другим вопросам. Россия не готова удовлетворять запросы Минска и параллельно предоставлять ему энергетические пряники – Белоруссия должна дать что-то взамен.

Поэтому газовые и нефтяные споры между Российской Федерацией и Белоруссией вызваны не только разногласиями по стоимости энергоресурсов, но и вопросами, затрагивающими широкий круг экономических и политических нюансов, из-за чего Минск не сможет добиться выгодной для себя стоимости топлива, пока не будут решены основные вопросы, затормаживающие общее развитие российско-белорусских взаимоотношений», - рассказывает эксперт.

Новое направление в газовом споре между Россией и Белоруссией появилось в июне 2020 года, когда Минск снова потребовал снизить цену на газ, а Москва, в свою очередь, напомнила о непогашенной задолженности за прошлые поставки, которая, по данным председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, уже превышает $165,5 млн.

Минск не удовлетворен ценами на российский газ

Сегодня стоимость газа для Белоруссии определяется по формуле, в которую входят цена топлива для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа плюс стоимость транспортировки газа от мест добычи до границы Российской Федерации и Белоруссии, стоимость хранения на территории России и величина расходов «Газпрома» по реализации сырья. Именно благодаря такому принципу расчета Белоруссия приобретала российский газ существенно ниже спотовых цен в Европе.

Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что цена на российский газ для Минска должна быть снижена, так как Москва реализует топливо европейской стороне за $65–68 за тысячу кубометров, а Белоруссии продает его за $127. Поэтому в апреле 2020 года белорусский лидер предложил снизить стоимость до $40-45 за 1 тысячу кубометров.

«Белорусский глава очень часто выступает с предложениями, в результате чего накал газовых споров между государствами увеличивается. После этого стороны встречаются за столом переговоров и Минск идет на попятную. Там отказываются воспринимать разницу между долгосрочными договоренностями о поставках сырья и покупкой его на спотовом рынке.

Такой тактики придерживается белорусская сторона уже на протяжении многих лет, и сегодня мы наблюдаем очередной всплеск обострения споров, но не настолько сильный, как в конце 2019 года. Можно предположить, что очередные фоновые разногласия могут привести к накалу, ведь рыночное ценообразование, которого не было ранее, может появиться только с 2025 года, если будет запущен общий рынок в рамках планов Евразийского экономического союза.

Сроки до образования единого рынка энергоресурсов сокращаются, поэтому не исключено, что белорусская сторона будет пытаться добиться снижения стоимости и дальше. Однако все будет зависеть от того, насколько Минск будет готов на дальнейшие шаги по углублению интеграционных процессов», - объясняет эксперт.

В середине декабря 2019 года Александр Лукашенко на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявлял, что при интеграции с Россией Белоруссии не нужны будут дешевые газ и нефть. «Равные условия - больше ничего не надо», - говорил белорусский президент. В феврале Лукашенко сказал, что Россия пять лет назад обещала Минску внутрироссийские цены.

На фоне недовольства стоимостью газа Белоруссия организовала поиск альтернативных источников российской нефти и договорилась впоследствии о поставках из Соединенных Штатов Америки. В связи с этим министр иностранных дел республики Владимир Макей сообщил, что поставка американской нефти в Белоруссию не была однократным шагом, так как в будущем Минск намерен продолжить закупать энергоресурс у Вашингтона. Напомним, Белоруссия начала искать альтернативные источники топлива в конце 2019 года, аргументировав свои действия стремлениями к покупке сырья по ценам ниже российских.

«Если бы сейчас мировые цены на газ выросли выше $127, Минск не обратился бы к Москве с требованием «восстановить справедливость» и повысить для него контрактную цену. На европейском, то есть спотовом, рынке цена действительно ниже той, что установлена на внутреннем российском рынке. Только она напрямую зависит от многих факторов, в числе которых погодные условия. Например, при наступлении холодной зимы стоимость резко поднимется, и тогда Белоруссия, конечно же, перестанет требовать от России снижения до европейского уровня.

Но существует формула, которая зафиксирована в договоре между Россией и Белоруссией на реализацию газа – она подталкивает Минск пойти по пути других стран, решивших добиться снижения стоимости в том числе через суд. Однако я не думаю, что белорусская сторона получит то, чего хочет. Минск изначально понимал цену и мировую конъюнктуру, когда подписывал контракт о гарантированных поставках и добровольно утвердил газовый контракт на 2020 год», - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 01.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики