Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение Дании по "Северному потоку-2" повлияет на оборонный бюджет США

Решение Дании по "Северному потоку-2" повлияет на оборонный бюджет США

Разрешение Дании достроить "Северный поток-2" новыми судами лишило последнего смысла санкции, которые готовят в отношении проекта США. Об этом в интервью ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Датское энергетическое агентство (DEA) разрешило Nord Stream 2 AG достроить "Северный поток-2" в своих водах с использованием трубоукладочных судов с якорным позиционированием. Регулятор уточнил, что недостроенная часть газопровода в датских водах находится за пределами района, где не рекомендуется донный трал и якорная стоянка, а также и работы на морском дне из-за риска, создаваемого затопленным много десятилетий назад химическим оружием.

Разрешение использовать новый тип судов Россия направила Копенгагену в июне. "Изменения в разрешение означают, что компания может использовать трубоукладчики с якорями как независимо, так и в комбинации с трубоукладчиками с системой динамического позиционирования", - говорится в сообщении DEA. Теперь новые суда можно использовать как отдельно, так и в сочетании с кораблями, оснащенными системой динамического позиционирования.

"Конечно, столь быстрый ответ датского регулятора, и тем более, положительный ответ на просьбу российской стороны, удивляют, - отмечает Перов. – Ведь раньше Копенгаген делал все, чтобы максимально задержать проект – в частности, разрешение на строительство не выдавалось более года вопреки всем регламентам Евросоюза. В этот раз также многие ждали, что DEA затянет с ответом на многие месяцы, дав возможность США подготовить и провести новые санкции в отношении проекта.

Однако Дания поступила неожиданно. И здесь лишь два объяснения такому поведению. Возможно, на Копенгаген надавила Германия, которая в последнее время активно сопротивляется санкциям США и даже готовит на них экономический ответ, то есть делает все для реализации "Северного потока-2". Или же открытое давление и вмешательство Вашингтона во внутренние дела Европы настолько не понравилось всем участникам ЕС, что датские власти пошли наперекор Вашингтону и поддержали проект".

Позиционирование определит сроки строительства

Изначально Дания запрещала использовать суда с якорным позиционированием, так как они могут задеть неразорвавшиеся боеприпасы на дне Балтийского моря. Это устаревшая система, которую используют суда для бурения морских скважин с 1950-х. Она подразумевает разброс судном нескольких якорей на характерное расстояние в разные стороны, после чего моторы на днище натягивают тросы, обеспечивая судну устойчивость при выполнении работ. Эти системы используют для работ на малых глубинах – до 300 метров.

Более современная система динамического позиционирования, которая позволяет работать на любой глубине. Она удерживает судно в нужной точке с высокой точностью - посредством использования судовых движителей и подруливающих устройств. По сути, это автоматический контроль – компьютер включает те или иные двигатели, чтобы удержать его на месте или провести по заданному курсу. Датский участок "Северного потока-2" пройдет на глубине до 200 метров, где достаточно и якорной системы.

"Изначально у "Газпрома" было судно с динамическим позиционированием – трубоукладчик "Академик Черский". Но работает оно достаточно медленно, так что решение России подключить к нему "помощника" логично. Трубоукладочная баржа "Фортуна" оснащена лишь системой якорного позиционирования, потому и понадобилось разрешение Дании на ее включение в проект. Теперь, вероятнее всего, суда пойдут навстречу друг другу по недостроенному участку.

И при таком подходе строительство подводной части газопровода вполне можно завершить к запланированной дате – концу 2020 года. Понятно, что прямо сейчас работы не начнутся – есть экологические требования, связанные с периодом нереста рыбы в Балтийском море. Кроме того, нужно "Фортуну" вывести из владения структурами "Газпрома", как это уже сделали с "Академиком Черским". Это минимизирует шансы "Газпрома" оказаться под санкциями США", - подчеркивает Перов.

Санкции больше не угрожают проекту

"Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ, а также Украина и ряд европейских стран. Работы по прокладке труб приостановились после того, как США в конце прошлого года приняли оборонный бюджет. В него включили санкции против компаний, участвующих в строительстве газопровода.

Практически сразу швейцарская компания Allseas, занимавшаяся прокладкой газопровода, остановила работы. Сейчас в Вашингтоне внесли в проект нового оборонного бюджета сразу два санкционных документа в отношении "Северного потока-2". Причем первый подразумевает жесткие ограничения к немецкому бизнесу и госструктурам, а второй появился после бурных протестов Германии и смягчает предыдущий вариант. Берлин в ответ на эти санкции грозит США торговой войной.

"В целом можно считать, что санкции США "Северному потоку-2" уже не страшны – он будет достроен, и дело только в сроках. так что поправки в оборонный бюджет Штатам вновь, похоже, придется пересматривать. Прогнозы, что проекту будут ставить палки в колеса на каждом его этапе, к сожалению, оправдались. И вплоть до ввода трубопровода в эксплуатацию эти попытки продолжатся. Но в целом противодействие США удалось нивелировать – в том числе, с помощью европейского возмущения.

Так что суда, вероятнее всего, выйдут на достройку уже в августе. И к концу года, вероятнее всего, подводная часть "Северного потока-2" будет завершена – дело останется за наземной инфраструктурой в Европе. В то же время России придется разбираться уже с законодательным противодействием уже в Евросоюзе – там немецкий регулятор ограничивает использование трубопровода. Но это уже будет совсем другой уровень противостояния", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики