Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Коронные" проблемы населения не сказались на голосовании по Конституции?

"Коронные" проблемы населения не сказались на голосовании по Конституции?

В конце июня мы рассказывали о смещении страхов и негативных ожиданий граждан России от опасений заболеть в сторону ухудшения ситуации в экономической сфере. Если до этого Накануне.RU говорило об ощущениях простых людей, то сегодня мы решили поговорить о том же самом с экспертами и привести некоторые экономические индикаторы, до сих пор являющиеся важными для российской экономики. Прежде всего, конечно же, стоит отметить своеобразные "качели" на мировых рынках энергоресурсов, что для российского бюджета по-прежнему остается если не ключевым, то во многом определяющим фактором состояния экономики.

Минус сколько?

Из-за коронавируса бюджет страны ушел в минус, вопрос лишь в том, сколько не досчитается Правительство по итогам года и каким способом будет покрывать дефицит. Но справедливости ради необходимо отметить, что фактор коронавируса и принятых ограничительных мер – лишь один из отрицательных трендов, накрывших не только Россию, но и в целом мир и мировую экономику в начале нынешнего года. Образно говоря, вместо одного "черного лебедя" в небе внезапно возникла целая стая этих существ, с последствиями чего долго придется разбираться…

Затраты Правительства России на борьбу и преодоление последствий коронавирусной инфекции в стране в 2020 году оценили (предварительно) примерно в 3% от ВВП страны, об этом говорят расчеты, проведенные учеными из Института экономики РАН (посмотреть текст "Предложений…", а по сути – рекомендаций для выхода из кризиса для Правительства от лица солидного пула ученой общественности можно здесь)

Одновременно, как выяснили ученые из российского РАНХиГС, 52% опрошенных респондентов в России считает предпринимаемые чиновниками меры по материальной поддержке людей недостаточными.

Самое интересное, что, казалось бы, субъективное мнение российских граждан по данному конкретному вопросу – "недостаточные меры" – подкрепляется и цифрами и сравнениями, сделанными учеными из вполне себе академического учреждения. Например, затраты (сюда включаются выплаты населению, скажем, семьям с детьми, безработным, налоговые вычеты, закупки лекарств и медоборудования, переоснащение больниц под лиц с конкретным заболеванием и т.д. и т.д.) в сегодняшней России оцениваются в сумму, повторимся, приблизительно в 3% от ВВП.

В то же время аналогичные затраты правительств в Германии, Италии, Великобритании, Франции и США выглядят несопоставимо выше российских. В процентах от ВВП этих стран, при том что этот показатель сам по себе там выше российских значений, они составляют соответственно 37%, 20%, 16%, 14% и 12,4%.

Рост безработицы, о чем говорил недавно премьер-министр Михаил Мишустин, даже по официальным данным, "скакнул" с апреля в 3,5 раза, до сих пор в еженедельном режиме в центрах занятости регистрируются в качестве безработных до 140 тыс. человек (в мае показатель был еще выше – до 200 тыс. и больше). Прибавьте к этим цифрам тех, кого перевели на удаленную работу, работающих неполный рабочий день, людей, которым по причине ограничений понизили размер заработной платы, и картина станет в самом деле неприглядной и не совсем оптимистичной!

Однако, как заметил тот же Мишустин, несмотря на все неблагоприятные тенденции, цитируем, "взрывного роста удалось избежать". Поясним – в американских Штатах и в континентальной Европе количество потерявших работу из-за срочного введения карантинных и ограничительных мер оказалось еще выше, это чистая правда, ровно как и то, что размер выплат пособий в силу соотношения рубля/доллара/евро бессмысленно сравнивать в сегодняшних условиях.

Потеря работы миллионами граждан не может не волновать людей, но это также и проблема правительственных чиновников, проблема, которую не решишь с ходу повышенными до размера МРОТ выплатами. Просто потому, что за безработицей следуют с неизбежностью сокращение производства, сокращение спроса в стране, закрытие предприятий и в конце концов, недополученные доходы бюджетов всех уровней, из которых собственно пока и формируются все антикризисные выплаты и пособия.

Сейчас по озвученным планам Правительства на поддержку потерявших работу будет выделено до 4,5 млрд руб. дополнительных средств, при этом деньги пойдут в регионы, где по задумке, за счет организации общественных работ какое-то количество безработных удастся трудоустроить временно. Сработает ли в российской действительности этот американский рецепт времен Великой депрессии, судить сложно. С одной стороны, что-то предложено и будет делаться, с другой стороны такие деньги, направленные для 85 регионов страны, конечно же, ничтожны.

Есть еще важный индикатор, который приводится в "Предложениях…" со ссылкой на данные ВЭБ.РФ. Низкая цена на мировых рынках на поставляемые из России энергоресурсы в 2020 года и введение карантинных мер на несколько месяцев в стране приведут к потерям федерального бюджета в целом 2,6 трлн руб. до конца текущего года. Выплаты социального характера и компенсации выпадающих доходов внебюджетных фондов заберут из казны минимум еще 0,5 трлн руб.

Все перечисленные факторы, а помимо них, действуют и другие, не могут не вести к напряжению в социально-экономической системе России, негативно сказываясь на динамике и темпах экономического роста. Собственно, есть и другие оценки возможных экономических затрат/потерь бюджета страны, дело тут, очевидно, в методиках и привлекаемых для расчета цифрах-показателях.

Раз триллион, два триллион

Например, доктор экономических наук Никита Кричевский отмечает рост заимствований российским Минфином до 2,7 трлн руб., при этом, по данным экономиста, в целом антикризисные меры Правительства обойдутся никак не меньше суммы в 4,5 трлн.

А недополученные доходы бюджета от падения цен и спроса на нефть и газ оцениваются, как подсчитали аналитики компании Argus, не в 2,6 трлн, а во все 3,5 трлн руб. ("минус" 50 млрд долларов США!).

По оценкам заместителя руководителя Министерства финансов РФ Владимира Колычева, чиновники рассчитывают свести бюджет страны в конце года с дефицитом примерно в 5%, об этом спикер заявил 2 июля на брифинге (цитируем по "Коммерсанту").

Для понимания – все расходы бюджета России в текущем году оценивались ранее на уровне 23 трлн руб.

Покрывать дефицит, как объяснил Колычев, сегодня выгоднее за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке, а не финансируя расходы напрямую из того же Фонда национального благосостояния (ФНБ), пока из средств Фонда планируется потратить не более 250-300 млрд руб.

Мнений и споров по оценке ущерба от кризиса в стране, видимо, будет еще предостаточно, не в этом суть. Важнее, как нам кажется, понимание того, как оценивают ситуацию сами граждане и как видят её собственно чиновники разных уровней и рангов?

Если исходить из результатов явки на голосование и итогов плебисцита по поправкам в Конституцию, когда курс Кремля поддержало подавляющее большинство голосовавших, все выглядит в общем для власти совсем неплохо. Одобрили предложенные поправки в Конституцию, напомним, 77,92% граждан, а явка составила 67,97% имеющих право голоса. Эти цифры, особенно в смысле одобрения, даже немного превышают отданные за Владимира Путина голоса на выборах президента в 2018 году.

Таким образом оказались в каком-то смысле "посрамлены" многочисленные мрачные прогнозы по исходу голосования и по росту недовольства в стране действиями центральной власти. Их делали многие, в последние дни перед голосованием было модно ссылаться на действительно любопытные выводы исследования группы социологов Сергея Белановского ("нарастание протестной волны, пусть и глухой" и т.п.), совсем либеральная публика оперировала данными "Левада-центра" и других структур. Но, повторимся, самые мрачные предсказания как-то не сбылись и не сложились.

Из всего этого вроде бы должен напрашиваться вывод – народ в большинстве своем не видит достаточной поддержки в эпоху коронакризиса, но готов потерпеть еще чуть, лишь бы не было войны лишь бы запретить раздачу территорий страны в Конституции.

Что нефть на рынках нам готовит?

Эксперты в области нефти и газа, как по-прежнему очень важных источников наполнения российской казны, в принципе разошлись в оценках грядущего ущерба и его последствий. Мы спрашивали собеседников, в какую сумму они оценивают нынешние потери бюджета и как быстро ситуация может стабилизироваться на мировых рынках?

Скажем сразу, мало кто из наших собеседников был готов рассматривать сделку ОПЕК+ как некую "катастрофу" для России, более того, один из экспертов даже привел резоны за бездефицитное сведение бюджета даже в 2020 году.

Напомним, что резким противником заключения любых соглашений между Россией и ОПЕК в предложенных редакциях выступал всесильный глава "Роснефти" Игорь Сечин. Его даже называли главным виновником срыва переговоров в Вене между функционерами ОПЕК и российским министром энергетики Александром Новаком, но дальнейшее развитие событий на рынке показало, что на сделку так или иначе придется пойти…

"Я бы вообще не стал говорить о потерях бюджета из-за заключенной Россией в рамках ОПЕК+ сделки, объясню почему. Если бы этого не было, то положение могло бы стать для нас и ряда других нефтедобывающих стран еще катастрофичнее, вспомним хотя бы март-апрель нынешнего года, когда на переговорах в Вене не удалось прийти к соглашению. Последовало падение цен на сырье процентов на 30 в моменте, что ударило и по нам, и по партнерам", – отмечает Сергей Пикин, директор "Фонда энергетического развития".

Никакой "катастрофы" от сделки ОПЕК+ Пикин не видит хотя бы потому, что в принципе без соглашения России на мировых рынках пришлось бы еще хуже. Из-за сразу, повторимся, нескольких факторов, которые начали играть против добывающих стран еще несколько месяцев назад – прежде всего глобальное снижение спроса, падение цен и т.д.

"Средняя цена на нефти марки Urals, которую российские производители и продают, по первому полугодию не "просела" так сильно, хотя и была ниже цены, с учетом которой принимался бюджет. Есть надежды, что как раз после сделки ОПЕК+ во втором полугодии и ближе к концу года ситуация выровняется и продавцы получат цену в районе 42 долларов за баррель, что, в общем-то, вполне бы устроило всех", – уточняет Игорь Юшков, аналитик Финансового университета при Правительстве РФ.

Аналитик говорит, что в целом положение дел после сделки стало выравниваться во всем мире, несмотря на то, что отдельные страны не до конца выполняют собственные обязательства по сокращению добычи и продаже нефти.

"Однако российский бюджет в 2020 году будет в безусловном проигрыше даже не от цены, а от того, что объемы проданной нефти и соответственно поступлений сократятся, это так. На какие величины, пока непонятно. Вроде бы самый пик ограничений по соглашению мы уже прошли в мае-июне, когда вынуждены были недопоставить на рынок до 2,5 млн баррелей в месяц. Сейчас потихоньку ограничения будут сниматься, но процесс пойдет медленно и плавно, потери в бюджете будут", – говорит Юшков.

От себя добавим, что на момент подготовки материала не было консолидированной статистики по отраслям российской промышленности и секторам экономики за истекшие 6 месяцев 2020 года, что позволило бы более объективно оценить ущерб. Разумеется, потери фиксируются на многих и многих направлениях, сильно пострадала сфера услуг в крупных городах-мегаполисах. С другой стороны, самые мрачные прогнозы и крики по типу "Все пропало!" все-таки, к счастью, также далеки от объективной картины.

Поэтому пока остается лишь воспользоваться народной мудростью про цыплят и осень, когда считают птицу.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики