Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему польская PGNiG может не отделаться от "Газпрома" 90 млн долларов

Почему польская PGNiG может не отделаться от "Газпрома" 90 млн долларов

У "Газпрома" есть шанс заставить польскую нефтегазовую компанию PGNiG вернуть больше лишних 90 млн долларов, перечисленных в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража.

"Газпром" получил от польской государственной нефтегазовой компании PGNiG 90 млн долларов, после того как 1 июля перечислил на счет поляков 1,6 млрд долларов, предназначенные Польше согласно решению Стокгольмского арбитражного суда.

По словам президента компании Ежи Квечиньского, этот возврат средств обусловлен тем, что у Польши был старый долг перед компанией за поставленный газ, который висел еще с 2014 года, и теперь пришло время его вернуть.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил в разговоре с Baltnews, что это просто технический момент, компании изначально по-разному посчитали сумму долга. "Газпром" сумму перечислил, Польша из тех же денег и вернула.

"Это не уникальная история – "Газпром" регулярно судится с европейскими потребителями. До суда иногда не доходит, и они в досудебном порядке подписывают мировое соглашение, и "Газпром" выплачивает им деньги задним числом. Речь идет о том, что у "Газпрома" очень много контрактов с привязкой к цене на нефть, а компании европейские, они уже больше десяти лет подают в арбитраж", – указал Юшков.

Апеллируют участники сделки с "Газпромом" обычно к тому, что цены на спотовых рынках ниже, чем те, которые прописаны в долгосрочном контракте с поставщиком газа – "Газпромом", чьи цены на газ колеблются с привязкой к ценам на нефть, указал эксперт:

"Арбитражи, как правило, вставали на сторону европейских потребителей и снижали стоимость по контракту до уровня спотовых рынков, хотя на самом деле это не совсем справедливо, потому что в долгосрочном контракте вам "Газпром" предоставляет такие условия и обязательства, которые на спотовом рынке вы не найдете".

Более того, "Газпром" гарантирует объем поставок, так как 10 млрд кубов через спотовый рынок просто не купить, их там не найти, отметил Юшков.

"А "Газпром" вам будет обязан это поставить, он разрабатывает ресурсную базу под эти контракты. Он гарантирует поставку в полной мере, в отличие от спотового рынка. То есть здесь ["Газпром"] как бы дополнительные всякие функции берет на себя, и предполагается, что он (газ – прим. Baltnews) может стоить дороже. Но практика такова, что арбитражи встают на сторону потребителей, и, таким образом, они снижают цены, и польская государственная нефтегазовая компания пошла по этому пути".

Таким образом, спотовый рынок для Польши оказался "справедлив", а "газпромовские" цены – нет. Интересно другое: с учетом пересчета Польша свое получила, но у "Газпрома" есть неплохие шансы получить что-то сверх 90 млн евро, которые Польша любезно вернула сама. Юшков считает, что шансы неплохие.

"Газпром", по крайней мере, заявлял, что собирается подать встречный иск, потому что ранее складывалась обратная ситуация. По контрактам с нефтяной привязкой "Газпрома" цены были ниже, чем на споте, и "Газпром" тут реально может воспользоваться тем же самым аргументом и сказать: вы же сами сказали, что цены на споте – это образец и сама справедливость, а если у нас выходило, что мы продавали дешевле, чем на споте, значит, цена была несправедливая, значит, нам должны заплатить", – отметил эксперт.

"Руководствуясь такой логикой, "Газпром" и собирается, насколько я понимаю, подавать иск к Польше, просто по другому периоду выполнения контракта. Если поляки апеллировали с 2014 по 2016 годы, то "Газпром" хочет этим периодом воспользоваться в обратную сторону, и если он это будет делать, то шансы у него довольно хорошие. Использован тот же аргумент, что раньше против него".

Источник: Baltnews.lv, 09.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики