Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Удорожание нефти может произойти лишь при сильном дефиците со стороны предложения

И. Юшков: Удорожание нефти может произойти лишь при сильном дефиците со стороны предложения

Издание Wall Street Journal привело мнение ряда экспертов, которые допустили удорожание нефти до $150 за баррель к 2025 году из-за падения инвестиций в добычу. Сейчас нефть марки Brent торгуется у отметки в $40 за баррель.

Ричард Фуллартон из инвестиционного фонда Matilda Capital считает, что стоимость нефти может подняться выше $100 уже к концу года. Кристиан Малек из банка JPMorgan прогнозирует, что это произойдет в ближайшие два года. Он считает, что добыча нефти снизится на 5 млн баррелей в сутки (около 5% от уровня до пандемии). По его мнению, чтобы удовлетворить спрос нужно инвестировать в добычу $625 млрд к 2030 году.

Своим мнением о том, как изменится стоимость нефти в ближайшие пять лет, с Агентством нефтегазовой информации поделился ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Заявления о значительном росте цен на нефть выглядят весьма смело. Особенно сомнительны прогнозы существенного удорожания к концу 2020 года. Это может произойти в случае появления сильного дефицита со стороны предложения. Но сейчас есть сразу три фактора, которые выступают против этого.

Во-первых, это ОПЕК+. Если мировое потребление будет возрастать, то страны ОПЕК+ просто увеличат добычу нефти и тем самым покроют потребности потребителей. Причем рост добычи среди членов картеля уже запланирован в рамках сделки. Изначально предполагалось, что повышение добычи произойдет уже с 1 июля. Но стороны решили продлить период максимального снижения объемов добычи до августа. А далее по логике сделки квоты на производство нефти будут увеличиваться в соответствии с восстановлением мирового рынка.

Второй фактор - производители сланцевой нефти в США. В случае появления дефицита предложения и роста цен на нефть, американские сланцевые проекты вновь станут рентабельными и вернутся к добыче. Причем сланцевики реагируют на изменение ситуации на рынке очень быстро. Последние потрясения, например, не убили сланцевую индустрию. Да, многие компании банкротятся, но это не значит, что на их месторождениях не будет добычи. Скорее мы увидим череду слияний и поглощений в отрасли, но она еще долго останется важным игроком на мировом рынке нефти. Хотя себестоимость сланцевой нефти, вероятно, подрастет, так как теперь проекты воспринимаются как рисковые и соответственно стоимость кредитов для таких компаний повышается.

Третьим фактором сдерживания роста цена на нефть являются большие запасы углеводородов в хранилищах. В разгар коронавируса, из-за всеобщих мер карантина, во всем мире производилось существенно больше нефти, чем потреблялось. Все лишнее «черное золото» закачивалось в хранилища. Причем покупалось оно по низким ценам. В результате в мире скопилось довольно много дешевой нефти. «Проедать» ее потребители будут на протяжении всего 2020 и, вероятно, 2021 гг.

Все это указывает на то, что нефть по $100 к концу 2020 года мы вряд ли увидим. Логика прогнозов о росте цен к $150 за баррель к 2025 году также понятна: недоинвестирование в проекты в период низких цен в 2020 году приведет к отсутствию запуска проектов через 5 лет. В итоге на нефтяном рынке возникнет дефицит. Однако период низких цен на нефть продлился очень недолго. Мы видели падение буквально на несколько месяцев. Причем оно было вызвано еще и ценовой войной со стороны Саудовской Аравии. Трейдеры паниковали после заявлений саудитов о существенном росте добычи и раздаче потребителям скидок. Сейчас рынок успокоился и те инвестиции, которые были заморожены в марте-июне, теперь могут быть возобновлены. Сценарий с резким и сильным повышением цены может быть реализован, если с рынка уйдет крупный производитель. Например, если начнется война на Ближнем Востоке и Ормузский пролив будет перекрыт или месторождения Саудовской Аравии будут атакованы и т.д. В этом случае цена действительно существенно возрастет. Но спрогнозировать подобные события крайне сложно.

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 11.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики