Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Материнский капитал не позволит обеспечить газом всю Россию

Материнский капитал не позволит обеспечить газом всю Россию

Максимального уровня доступности экологичного топлива страна надеется достичь только через 13 лет

Россия газифицирована на 70% и ежегодно прибавляет по одному процентному пункту, но, похоже, уже никогда не догонит по этому показателю соседние страны, где успешно работают над этой проблемой российские же компании. Не поможет и внесенный в Госдуму закон, который разрешает тратить материнский капитал на подключение к газу.

Внесенный на днях в Госдуму законопроект должен разрешить расходовать средства материнского капитала на газификацию жилья. Его внесли несколько сенаторов, идея одобрена Минтрудом, а инициировал такой подход президент Владимир Путин, так что судьба закона не вызывает опасений.

Речь идет об очень значительных деньгах: подписанный президентом в марте закон о расширении программы маткапитала предполагает выплаты по 616,6 тыс. руб. Но хватит ли этих денег на значительное улучшение условий жизни людей, которые до сих пор топят печи углем или дровами? И как в целом скажется эта мера на уровне газификации в России?

Аналитический центр при правительстве в обзоре топливно-экономического комплекса отмечает, что уровень газификации природным газом в России по состоянию на начало 2020 года достиг 70,1%, прибавив к 2018 году 1,5 процентных пункта (п.п.). Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) отмечает в своих обзорах, что с 2005 года уровень газификации вырос более чем на четверть: тогда газифицировано было 53,5% населенных пункта (60% городов и 34,8% – сельских поселений). Темпы не самые впечатляющие, в некоторых странах показатель прибавляет по 10 п.п. в год, как, например, в Иране (см. «НГ» от 11.02.20).

«Газпром», рассказывая на официальном сайте о достижениях в прокладке труб по всему миру, отмечает успехи, например, в развитии газораспределительных систем Армении и Кыргызстана через свои дочерние предприятия. «Газпром Армения» является одним из лидеров энергетической отрасли страны, где уровень газификации республики достигает 96%.

Министерство энергетики России считает, что такой высокий уровень газификации России и не нужен. В марте, выступая в Совете Федерации, министр энергетики Александр Новак говорил, что России нужно достичь уровня в 83%, так как оставшиеся 17% – «это другие виды источников горячего водоснабжения». По его словам, средний ежегодный рост составляет около 1 п.п., получается, уровня в 83% наша страна сможет достичь не ранее чем через 13 лет.

Жители «безгазовых» регионов уже отчаялись ждать, но даже там, где труба проходит недалеко от дома, подключиться не только дорого, но и очень хлопотно. Разрубить гордиев узел скопившихся проблем Владимир Путин в июне поручил правительству и местным органам власти совместно с «Газпромом». Газификация страны должна завершиться к 2024 году, а к 2030-му необходимо установить целевые показатели на основе актуализации и утверждения региональных программ. Главная прозвучавшая тогда новость – поручено обеспечить формирование источников финансирования для подключения россиян к распределительным сетям без привлечения их средств, то есть бесплатно. Предложения должны быть готовы к 1 октября, а пока возникает вопрос: на что тогда можно будет тратить деньги маткапитала, если – бесплатно?

«Когда говорится о бесплатном подключении, имеется в виду, что человек не будет платить за трубу, которая идет до его забора. А материнский капитал нужен, чтобы оплатить работы по строительству уже внутри участка, – пояснил для «НГ» ведущий аналитик ФНЭБ и Финансового университета при правительстве Игорь Юшков. Это очень правильное решение, считает эксперт, так как ощутимо и быстро улучшается качество жизни людей. «К тому же деньги не уходят из страны. Эту инициативу нужно реализовывать как можно скорее», – добавляет он.

Юшков поясняет, что сейчас граждане платят за несколько этапов и на каждом расходы могут варьироваться. «Если газопровод проходит рядом с границей участка, то подключение к сетям обходится от 12 тыс. руб., если газовая труба у вас на участке уже есть (например, был подключен старый дом, но сгорел), до 60 тыс. Точная цена зависит от того, нужно ли вскрывать дорогу, например, чтобы провести трубу к вашему забору и т.д. Второй этап – проектирование газопровода. Облгаз проектирует, как пойдет газопровод по вашему участку и где войдет в дом. Это стоит около 15 тыс. руб. Третий этап – строительно-монтажные работы. Тут все зависит от протяженности газопровода, но в итоге это может обойтись в несколько сотен тысяч», – сообщил Юшков.

Исторически так сложилось, что газификация шла с юга на север, поэтому бывшие республики СССР газифицированы очень хорошо, объясняет Юшков: «В Грузии можно увидеть, как посреди гор стоит домик и к нему тянется газопровод. А в Ленинградской области газификация уже меньше 50%, некоторые области, как, например, Мурманская, фактически не газифицированы». Основная проблема в том, что негазифицированные регионы, как правило, газифицировать дорого, объясняет Юшков, так как расстояния для прокладки газопроводов большие. «Получается, что вы строите дорогой газопровод для поселка с небольшим объемом потребления. Еще одна очень большая проблема – отсутствие денег на газификацию как у населения, так и у регионов. Сейчас «Газпром» оплачивает строительство больших газопроводов за пределами населенных пунктов. А внутри городов и поселков строительство газопроводов оплачивается из бюджетов регионов, у многих из которых денег нет. При этом «Газпрому» запрещено «заходить» в населенный пункт», – говорит Юшков.

Финансовые резервы есть, считает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Сейчас газовые компании должны быть заинтересованы в расширении емкости внутреннего газового рынка. На фоне снижения объемов экспорта и падения экспортных цен газификация регионов перестает быть социальной нагрузкой «Газпрома» и приобретает маркетинговый смысл. С этой точки зрения, расширение распределительных сетей и подключение домовладений должны рассматриваться не как затраты, а в качестве капиталовложений, не менее важных, чем строительство избыточных экспортных газопроводов, – сказал он «НГ». – Однако до сих пор реальность такова, что распределительные сети рассматривают подключение как услугу, непосредственно приносящую доход. И вряд ли «Газпром» готов менять эту модель в условиях падения своей экспортной выручки».

Относительно низкий уровень газификации Калачев объясняет географическими причинами. «Россия состоит не из одних только больших городов. Значительная часть территории мало заселена. Нет проблем с газификацией районов с высокой плотностью населения, именно поэтому уровень газификации в развитых европейских странах составляет в среднем почти 90%. Правда, там высокая плотность населения сопряжена также с развитой инфраструктурой и высокими доходами», – говорит Калачев.

Стопроцентной газификации у нас не будет, считает он. «Экономически неоправданно тянуть трубу в удаленные от административных центров районы, в удаленные от магистральных газопроводов населенные пункты с населением менее ста человек, – говорит Калачев. – В лучшем случае можно обеспечить доставку баллонного газа. Это относится к северным регионам, регионам Дальнего Востока».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 16.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики