Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Харьковский договор о «приличном поведении»

Харьковский договор о «приличном поведении»

Харьковское соглашение называют сделкой «газ в обмен на флот». Но эксперты склонны видеть более глубокие и скрытые мотивы. По сути, Россия оплачивает «рэкетирские» аппетиты Украины, считает собеседник Infox.ru, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

 
27 апреля Госдума и Верховная рада ратифицировали договор, согласно которому Украина получает 30−процентную скидку на газ, а российский Черноморский флот остается в Севастополе еще на 25 лет. Сделка обошлась России в $40 млрд. По официальной версии, это цена за «стратегические интересы на Черном море» и за «братские отношения».

Что касается «стратегических интересов», аналитики давно высказывают сомнения в необходимости содержать базу в Севастополе. Выходы за пределы Черного моря ограничены, а как локальный флот он в современных условиях мало актуален. Похоже, перспективы ограничиваются 2042 годом — посол России на Украине Михаил Зурабов ясно дал понять, что после истечения срока действия Харьковского договора Россия вряд ли останется в Севастополе.

«Братские отношения», по мнению экспертов, вообще не более чем фигура речи.

$40 млрд за «приличное поведение»

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что $40 млрд Россия платит не за родственные чувства и даже не за флот. Такую сумму она вынуждена отдать за «приличное поведение» соседа.

«Украина пользуется положением монополиста по доставке газа в Европу и чуть что начинает воровать газ из трубы. О чем без стеснения заявляет: денег у нас нет, так что, если не снизите цены, не обессудьте, возьмем так» — так видит позицию Украины Симонов.

Эксперты не берутся судить, так ли уж жизненно необходима украинской промышленности скидка на газ. «Все олигархи ноют, что им живется плохо. А кто их проверит? Аудит-то практически никто не проводит. Данных нет. Сейчас мы скинули цены на газ. Понятно, что это приведет к одному — росту прибыли некоторых предприятий на востоке страны, в клубе «Шахтер» появятся еще три-четыре бразильских игрока. Но что делать? Надо потерпеть семь-восемь лет, потратиться на дорогие «Северный» и «Южный» «потоки», после чего мы эту тему закроем», — поясняет политолог.

Отремонтировать украинскую газотранспортную систему и даже увеличить ее пропускную способность в разы дешевле, чем строить обходные пути. Но сотрудничать с таким непредсказуемым партнером, как Украина, слишком рискованно, считает собеседник Infox.ru. «Это как с соседом-дебоширом. Он требует с вас на водку и закуску. Вроде с какой стати? Но если не дадите — будет орать, долбить вам в стену и еще дверь чем-нибудь вымажет», — поясняет Симонов.

Верить Януковичу нельзя

Для России заплатить — единственный способ нейтрализовать «дурные наклонности» Украины. Рассчитывать на цивилизованные договоренности с Украиной не приходится. «Что «оранжевая» Украина, что «голубая» Украина — это все равно Украина, странное и непредсказуемое государство. Нет никаких гарантий, что с ней будет завтра. Слово Януковича, оно немногого стоит. Давайте отмотаем назад. 2002 год. Осенью мы подписали документы о создании газотранспортного консорциума. Сколько было шуму: вот, серьезный прорыв. И что дальше? В начале 2003 года украинское правительство заявляет, что создание газотранспортного консорциума, на его взгляд, предполагает передачу Украине право на реэкспорт российского газа. То есть они могут взять газ, перепродать в Европу, оставив всю прибыль себе. Это не просто идиотизм, но идиотизм, который противоречит европейскому законодательству: транзитер обязан предоставить собственнику газа место в трубе по фиксированному тарифу. Господин Янукович в то время был весьма влиятельной персоной в правительстве. Думаю, Путин таких вещей не забывает. Он прекрасно понимает, что значит слово, данное Януковичем», — приводит пример политики по-украински Симонов.

Европа в стороне

Ждать, что Европа, как заинтересованная сторона, проявит какую-то активность, тоже не приходится. Она ясно заявила, что ее не волнует, каким образом топливо дойдет до потребителя, и предоставила России самой разбираться с транзитером.

В истории с газом Европа разочаровала не только и не столько Россию, сколько Украину. Там были уверены, что «они всем интересны». Оказалось, нет. «23 марта 2009 года подписали декларацию. Украина обрадовалась: Европа готова финансировать. А она ни евроцента не дала. Европа говорит: год прошел, а вы ничего не делаете — либерализации внутреннего рынка газа нет, повышения цен нет, вы нарушаете декларацию, так почему мы должны финансировать ремонт вашей газотранспортной системы? Извините, выполните, потом заходите к нам за деньгами. Помните, сколько было шума, когда Янукович поехал в Брюссель? Говорили: стратегически важный выбор сделал, поехал не в Москву, а в Брюссель. Там ему точно Баррозу даст мешочек с золотом. Приехал, а Баррозу говорит: денег не дам. — Как же так, я же к тебе, а не в Москву?! — Ну и что, что приехал? У меня своих проблем хватает, а ты своих соглашений не выполняешь», — комментирует Симонов.

С надеждами на щедрые зарубежные инвестиции в промышленность Украине, похоже, тоже приходится расставаться. В условиях тотальной коррупции и непрозрачности бизнеса европейцев, желающих вкладываться в экономику Украины, не нашлось. «Мы еще можем воссоздать старые производственные цепочки и за счет этого получить какие-то выгоды. Другим там работать неинтересно — слишком сложно с украинцами иметь дело», — считает Симонов. Он добавляет: «Кроме того, для наших предпринимателей это знакомая бизнес-среда. На Украине те же проблемы: административные барьеры, вымогательство, только в куда больших масштабах. Наши умеют в таких условиях вести дела. Это не европейцы, они все знают про откаты и взятки».

За чей счет банкет?

Параллельно с вопросом стоимости газа для Украины всплыла тема внутрироссийских цен на топливо. Ряд исследователей связывают обещанное повышение внутренних тарифов с условиями Харьковского договора. Смысл этих комментариев сводится к тому, что за дисконт Украине заплатит российский потребитель. Впрочем, дохарьковские опросы показывают, что большинство россиян готовы всячески помогать «братьям». Так что морально они должны были бы принять вариант «за себя и за того парня». Но как только дошло до дела, позиция многих изменилась. В России дорожает, на Украине дешевеет — выводы напрашиваются сами собой.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не склонен связывать эти два обстоятельства: «Газпром» давно обсуждает проблему ценообразования на внутреннем рынке. Совет директоров в очередной раз предложил перейти на принцип равнодоходности поставок. Идея в том, чтобы формировать цены на внутреннем рынке по принципу нет-бэк: стоимость газа в Европе минус затраты (30% экспортной пошлины и цена доставки). Эта внесенная в правительство идея «Газпрома» совпала по времени с Харьковским договором. Я считаю, что это абсолютно разные вопросы. Просто эта тема настолько болезненна, что обсуждается постоянно. Так или иначе, практически каждую неделю. Если бы украинское соглашение подписали через месяц, то и тогда можно было бы проследить совпадение».

Авторы: Наталья Вельк, Игорь Мостовой, Никита Токарев

Источник: Infox.ru, 04.05.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики