Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Учится жить без российского рынка. Куда Литва дела газ

Учится жить без российского рынка. Куда Литва дела газ

За шесть месяцев 2020 года в Латвию через Литву поступало в два раза больше газа. При этом объем поставок газа из Белоруссии в Калининградскую область через Литву стал меньше.

За первое полугодие этого года в Латвию через Литву было транспортировано 2,5 тераватт-часа природного газа, что в два раза больше, чем годом ранее, сообщает литовский оператор системы передачи природного газа Amber Grid.

В период с января по июнь в Литву поставили 15,3 тераватт-часа газа за вычетом объемов, которые были транспортированы в Калининградскую область. Такой объем почти на одну десятую превышает показатели аналогичного периода прошлого года, пишет "Литовский курьер".

По данным Amber Grid, в первом квартале этого года из-за теплой зимы потребление газа в Литве упало, однако по итогам полугодия объем потребления составил почти столько же, сколько за первые шесть месяцев 2019 года – 12,6 тераватт-часа.

Рост потребления газа произошел за счет компании Ignitis gamyba, которая значительно увеличила производство электроэнергии. При этом газ использовался в больших объемах по причине падения цен на энергоресурс этой зимой и выгодной ситуации на рынке электроэнергии.

С терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде в первом полугодии этого года потребителям в Литве и других странах Балтии было поставлено 72% общего количества газа, а по трубопроводам из Белоруссии и Латвии – 28%.

Объем поставок газа из Белоруссии в Калининградскую область через Литву составил в тот период 12,4 тераватт-часа, что на 8% меньше, чем в аналогичный период 2019 года – тогда показатель равнялся 13,5 тераватт-часам.

Отметим, что в Литву поставлялся газ и из России через Белоруссию и Латвию, а также через СПГ-терминал в Клайпеде. Отмечается, что после запуска газопровода между Литвой и Польшей GIPL в 2022 году появится еще один маршрут поставок газа Литве и другим странам Балтии.

СПГ-поставки в Литве

Отметим, что литовский СПГ-терминал в Клайпеде периодически принимает СПГ-грузы от российской компании "Новатэк". Одна из последних партий объемом в 9,5 тыс. кубометров была доставлена в начале июля.

Напомним, что СПГ-терминал в Клайпеде был построен в 2014 году с целью обретения Литвой "энергетической независимости" от России. Однако именно российские танкеры с СПГ являются наиболее частыми "гостями" терминала.

СПГ-грузы приходят с завода "Криогаз-Высоцк", который начал работу в прошлом году. С момента его запуска танкеры с сжиженным природным газом из России заходили в Клайпеду уже более 50 раз. Согласно прогнозам, в 2020 году объемы поставок будут увеличены.

По данным оператора передачи природного газа Amber Grid, в 2019 году доля трубопроводного газа от "Газпрома" в совокупном импорте страны составила 35%, а доля "Новатэка" – 13% всего газа, импортированного через Клайпедский терминал.

Иногда Литва получает и СПГ-грузы из США. Например, в мае этого года был доставлен четвертый за всю историю существования терминала в Клайпеде груз американского сжиженного природного газа.

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, данные поставки были реализованы с целью демонстрации политической лояльности США. Кроме того, они были приемлемы для литовской стороны по своей цене.

Источник: Baltnews.lt, 20.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики