|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Испытание трубой Испытание трубойПосле краткосрочных праздников мы вновь возвращаемся к актуальной повестке дня, где значимое место занимает Украина. Не успели улечься страсти вокруг соглашения, прозванного «газ в обмен на флот», как последовало шумное предложение об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза». Было много шума о том, что Россия слишком дорого платит за флот, который не имеет стратегической значимости. Но, возможно, платит Россия вовсе не за флот. Есть версия о том, что негласно сделка предполагала укрепление кооперации в других секторах экономики. И стоит трезво посмотреть на возможности Украины: очереди из желающих вкладывать деньги в ее экономику мы не наблюдаем. Да, Россия не выглядит благоприятной для инвестиций страной, но на Украине ситуация с нужными для бизнеса институтами еще тяжелее. Так что российские инвестиции выглядят для многих предприятий спасением. Возможно, заплачено Украине и за то, чтобы она смирилась с будущей потерей статуса страны — транзитера газа без лишних эмоций. Ведь в условиях обострения конкуренции на европейском газовом рынке любой инцидент с транзитом больно ударит прежде всего по России. И Украина стала понимать, что обходные трубопроводы — не просто элемент давления. Да, строительство «Северного» и «Южного потока» гораздо дороже, чем использование уже существующей трубопроводной системы. Но Украина научилась пользоваться своей монополией, а ЕС отказывается решать эту проблему, считая, что транзит — это зона ответственности поставщика газа. Украина периодически прямо намекала на то, что, если ей не пойдут на уступки в вопросе цены на газ, она вынуждена будет пойти на крайнюю меру — несанкционированный отбор газа. Но теперь она вполне могла понять, что через 7-8 лет в ее транзитных услугах уже не будут нуждаться. И готовы заплатить ей за спокойную утрату транзитного статуса. Тут и следует последнее весьма жесткое предложение о поглощении «Нафтогаза» «Газпромом». Оно экономически выгодно всем сторонам. Россия получает действительно более дешевый вариант транзита, защищенный от политических рисков. У ЕС будет ясность в вопросе, кто же отвечает за транзит. Украине оно позволяет решить три проблемы. Сохранить статус транзитной страны. Найти $2,5 млрд на ремонт и модернизацию ГТС. Погасить долг, приближающийся к $6 млрд. Но тут, как говорится, нужна политическая воля. Украинскому президенту нужно сказать избирателям, что труба без российского газа — не достояние, а железки в земле. Тем более что «Нафтогаз» не является собственником трубы и нужно будет принимать соответствующий закон. Что неизбежно связано с новыми политическими скандалами. Так что пока мы предпочитаем по-прежнему пугать друг друга. Россия настаивает на том, что «Южный поток» все равно будет. А Украина продолжает говорить о необходимости строительства собственного СПГ-терминала. Так что пока мы не можем честно говорить друг с другом о взаимных экономических интересах. Автор: Константин Симонов Источник: Ведомости, 11.05.2010 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|