Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил 20-е место России в Европе по доступности бензина

Эксперт объяснил 20-е место России в Европе по доступности бензина

Россия, являясь нефтедобывающей страной, занимает только 20-ю строчку в рейтинге доступности бензина населению среди европейских стран, потому что у граждан относительно низкие зарплаты, а налоги на нефть слишком высокие, рассказал газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Аналитики подсчитали, как много литров бензина могут позволить купить себе граждане европейских стран и составили рейтинг по его доступности для населения. По результатам исследования на первом месте оказался Люксембург. Россия затесалась между Чехией и Грецией и заняла двадцатую строчку рейтинга. Замыкает список Украина.

«Важно учитывать то, что роль играет не только сама стоимость бензина, но и доходы населения, которые не столь большие. Потому что если мы откроем список этих стран, то встретим те, где нефть вообще не добывается, например, в Люксембурге. Зато там высокие зарплаты у гражданам, и они могут позволить себе купить импортный бензин. То есть это не значит, что наши нефтяники совсем сошли с ума и дорого продают бензин на внутренний рынок», – говорит Юшков.

Эксперт также подчеркивает, что из-за коронавируса часть населения осталась без работы, кому-то просто урезали заработную плату, что тоже отразилось на рейтинге.

«Но если мы посмотрим, почему у нас в принципе высокая стоимость бензина, и он не отдается бесплатно или по рублю, то здесь важно то, что у нас очень высокая налоговая нагрузка. То есть примерно 70%, а то и больше, от стоимости бензина – это всевозможные сборы, которые уходят в бюджет государства, либо отдельного региона», – рассказывает Юшков.

Изначально, когда нефть только добыли, продолжает эксперт, платится налог на добычу полезных ископаемых. Дальше еще идет ряд различных налогов. Затем платится акциз, что фактически является сбором с потребителя, потому что он автоматически закладывается в цену на топливо.

Он объясняет, что все эти налоги поступают в бюджет, которые в итоге являются частью зарплаты для работающих в госотрасли, поэтому здесь происходит своего рода «кругооборот денег». «И неизвестно, как было бы лучше: чтобы государство уменьшило налог, в связи с чем существенно снизились бы цены на бензин, сократилась бы стоимость доставки, товары стали бы дешевле, а значит, в этой отрасли еще больше уменьшились бы зарплаты, а также пострадали бы бюджетные средства. Или правильнее, когда государство распределяет эти деньги – вопрос остается открытым», – считает Юшков.

Немалую роль также играет экспортный паритет, когда нефтяники выбирают, куда им отправить топливо: на внутренний рынок или внешний, добавил эксперт. Но для того, чтобы они все не гнали на экспорт или не повысили цены на отечественном рынке, государство придумало такой механизм, как демпфирующая надбавка (когда на внешний рынок поставлять выгоднее, чем на внутренний, государство доплачивает нефтяникам, за счет чего цена на отечественном рынке не поднимается до экспортных цен).

Аналитики, составившие рейтинг, также заметили, что практически во всех странах в период с середины января текущего года до начала июля 2020 года цены на бензин снизились, в то время как в России стоимость 95-го бензина выросла на 1,3%.

«В других странах, где наблюдалось снижение, там топливо по большей части зависит от мировой цены на нефть. У нас же, с одной стороны, государство гарантирует, что больших всплесков цены не будет, но с другой стороны, это правило работает и в обратном направлении – существенно дешевле бензин тоже не становится. То есть все это происходит за счет демпфирующей надбавки, которая является своего рода сдерживающим фактором», – подытожил Юшков.

В конце июня – начале июля биржевая цена бензина Аи-95 пять дней подряд била рекорды по стоимости с 2018 года. Позже ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Руслан Танкаев в комментарии газете ВЗГЛЯД рассказал, что это никак не отразится на ценах на российских АЗС.

Автор: Татьяна Косолапова

Источник: Взгляд, 27.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики