Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без сапог: россиянам не хватает денег на бензин

Без сапог: россиянам не хватает денег на бензин

Россия оказалось на 20-м месте по доступности бензина для граждан

Россия оказалась на 20-м месте по доступности автомобильного бензина для населения страны. При этом бензин в стране дорожает в противовес падающим ценам на нефть. Ситуацию осложняет налоговый маневр и действия ЦБ, ослабляющие рубль и работающие на экспортеров топлива, а платят за это российские потребители, говорят эксперты. По итогу года цена на бензины вырастет на 10-12%, ожидают они.

Российская федерация занимает 20-е место в рейтинге доступности бензина для населения, свидетельствует рейтинг, подготовленный «РИА-Рейтинги». В своем исследовании эксперты агентства учитывали средние цены на бензин во втором полугодии 2020 года, а также средние показатели по заработным платам граждан в стране. Так, согласно расчетам аналитиков, всего на одну зарплату россиянин может приобрести 924,9 литра бензина при среднестатистической цене бензина в 46,4 рубля за литр.

При условии, что в среднем россияне зарабатывают в месяц по 42,9 тыс рублей.

Такие показатели зарплаты приводит Росстат в обзоре по итогам второго квартала 2020 года. Впереди России по доступности бензина оказались такие страны как Чехия, Казахстан, Эстония и Словения. А лидирует в рейтинге Люксембург, Норвегия и Австрия. 

Во втором квартале этого года в период действия самоизоляции цены на бензин замерли, на фоне резкого снижения автомобильного трафика и, как следствие, потребления. Как только карантинные ограничения были сняты, на оптовом топливном рынке сложилась, на первый взгляд, противоестественная ситуация — при низких ценах барреля нефти Urals биржевые цены бензина начали ставить новые рекорды. Так, в начале июля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптом АИ-95 уже продавался за рекордные 60 тысяч рублей за тонну.

В то же время с начала лета по середину июля в среднем бензины АИ-95 и АИ-92 на АЗС подорожали на 1,5% и 1,3% соответственно. Ранее премьер-министр Мишустин поставил задачу правительству удержать рост стоимости топлива в пределах годовой инфляции. Индекс роста потребительских цен пока не превышает 3%. Однако динамика роста такова, что розничные цены топлива быстро превысят заданные ориентиры.

Только за одну неделю с 13 по 17 июля бензин Аи-92 подорожал на 5 коп. в сравнении с предыдущей неделей (до 43,33 руб. за литр), свидетельствуют данные информационно-аналитического центра Thomson Reuters Kortes. Стоимость Аи-95 выросла на 8 коп. (до 46,78 руб. за литр), а дизель подорожал на 1 коп., (до 48,16 руб. за литр).

Номинально, то есть, без поправки на среднюю зарплату, бензин в России дешевле, чем в Европе, однако с поправкой на зарплату доступность бензина резко снижается, и Россия оказывается ближе к концу рейтинга, отмечает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

«В дальнейшем можно предположить, что такое положение дел сохранится: доходы населения в России не растут уже несколько лет, а бензин стабильно дорожает», — оценил перспективы в беседе с «Газетой.Ru» Турукалов.

В Российском топливном союзе (РТС) полагают, что сейчас стоимость топлива во многом двигается вверх за счет дефицита, вызванного резким потреблением — после снятия ограничений многие россияне отправились в отпуск на автомобилях по России. Накануне глава союза Евгений Аркуша направил письмо в Федеральное антимонопольное ведомство с просьбой регулятору помочь увеличить производство и поставки топлива по различным каналам сбыта.

Кроме того, производители топлива попросили регулятор снять запрет на импорт дешевого бензина и дизеля из заграницы, чтобы насытить спрос мелкооптовых покупателей.

В России очень жесткое налогообложение переработанного топлива, в том же Казахстане акцизы существенно ниже для конечного потребителя, очертил проблемы старший научный сотрудник Финансового университета и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Как таковой конкуренции на рынке нефтепереработки в России нет, за что топливный рынок страны часто называют олигопольным — регионы поделены между крупными компаниями, отмечает эксперт.

«Например, в США переработка нефти разделена: одна компания добывает нефть, а другая ее перерабатывает. В России почти все большие НПЗ принадлежат крупным вертикально-интегрированным компаниям. Независимые НПЗ находятся находятся в плачевном положении, классический пример — довольно современный Антипенский завод, который из-за действующей налоговой системы должен около $4 млрд по кредитным займам», — рассказал «Газете.Ru» Митрахович.

По словам собеседника, входящие в вертикально-интегрированные компании НПЗ защищены от такой ситуации благодаря тому, что последние могут субсидировать свою переработку за счет других видов бизнеса. Немаловажную роль в ценах бензина играет топливный демпфер (обратный акциз), который позволяет правительству частично выплачивать нефтяным компаниям недополученную прибыль при продаже топлива на внутренний рынок. Демпфер был задуман как балансировочный механизм — при низких ценах на нефть уже нефтянники выплачивают деньги в бюджет.

В ближайшее время нет оснований ждать снижения цен.

Оптовые цены на бензин пока слишком высокие, и заправки продолжают работать в убыток, считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков».

В России, в отличие от американского и европейского рынка, топливные цены оторваны от глобальной конъюнктуры рынка нефтяного, говорит ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов. По словам эксперта, цены в России растут, если производители видят, что на экспортном рынке продавать выгоднее — следом образуется дефицит. Кроме того, работает бюджетное правило, которое ослабляет российскую валюту: при цене свыше $42 за баррель нефти Минфин через Центральный банк России начинает закупать валюту. Таким образом ослабляется рубль, а ценам на бензин не удается закрепиться.

«Получается игра в одни ворота — в пользу экспортеров, но не в пользу потребителей. Полагаю, такие условия игры ближайшие пару лет точно не изменятся. С учетом роста продовольственной и сырьевой инфляции (на 5-7%), и с учетом ослабления рубля из-за действий ЦБ, включая снижения ключевой ставки, можно ожидать, что по итогу года цены на бензин вырастут на 10-12%», — поделился прогнозом Олег Богданов.

Автор: Тимур Хасанов

Источник: Газета.Ru, 27.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики