Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российским автомобилистам не хватает на бензин

Российским автомобилистам не хватает на бензин

Россия находится на 20 ступени в рейтинге доступности бензина для населения.

Об этом говорит список, составленный «РИА-Рейтинги». При его формировании исследователи опирались на средние показатели стоимости топлива во ІІ полугодии текущего года, а также на средние зарплаты по стране. Эксперты подсчитали, что за месячный заработок житель РФ может купить 924,9 л бензина по средней цене в 46,4 руб. за л. Эти цифры корректны в том случае, если брать за средний зарплатный показатель 42,9 тыс. руб. в месяц.

Такую сумму указывает Росстат в своем отчете за апрель-июнь этого года. Более доступным чем в России оказался бензин в Чехии, Казахстане, Эстонии и Словении. На верхушку списка аналитики отправили Люксембург с Норвегией и Австрией.

На второй квартал 2020-го пришелся период действия карантина, на фоне которого стоимость бензина замерла. Причиной для этого стало резкое снижение автопередвижений и, как следствие, потребления. После введения послаблений в оптовом секторе топливного рынка сложилась, кажущаяся парадоксальной, ситуация: при низких ценах на нефть стоимость бензина на бирже пошла в гору. К примеру, в Санкт-Петербурге в начале этого месяца АИ-95 в опте торговался на рекордном уровне в 60 тыс. руб. за тонну.

Одновременно цены на марки АИ-95 и АИ-92 на заправках в среднем поднялись на 1,5% и 1,3% соответственно. Ранее глава кабмина Михаил Мишустин поручил правительству удерживать рост топливных цен, не выпуская их за рамки годовой инфляции. Пока индекс роста потребительских расценок не переходит за 3%. Впрочем, динамика роста сигнализирует о том, что стоимость бензина в рознице быстро превысит заданные границы.

Лишь за неделю (13-17 июля) бензин АИ-92 поднялся в цене на 5 коп., составив 43,33 руб. за л. На это указывают данные ИАЦ ThomsonReutersKortes. Цена топлива марки АИ-95 увеличилась на 8 коп. (46,78 руб. за л), дизель подорожал на 1 коп. (48,16 руб. за л).

В беседе с изданием «Газета.Ru» гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов отметил, что без поправки на показатели средней заработной платы, то есть номинально, бензин в РФ дешевле европейского. Но, стоит сопоставить цены с заработками населения, как доступность бензина резко идет вниз, перемещая Россию к концу рейтинга, поясняет эксперт.

Представители Российского топливного союза считают, что нынешние топливные расценки во многом обусловлены дефицитом, который был вызван резко возросшим уровнем потребления — когда карантин был снят, немало россиян-отпускников начали путешествовать по РФ на своих авто. Днем ранее руководитель РТС Евгений Аркуша направил обращение антимонопольной службе, попросив у регулятора помочь с увеличением производства и поставок бензина по различным каналам сбыта.

Также производители топлива хотят, чтобы антимонопольщики сняли запрет на ввоздешевого бензина и дизеля из-за рубежа для насыщения спросав секторе мелкого опта.

В РФ действуют слишком жесткие налоги для переработанного топлива, тот же Казахстан в этом плане куда либеральнее, и акцизы для конечного потребителя там намного ниже, отмечает старший научный сотрудник Финуниверситета, эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. В России нет как таковой конкуренции на рынке нефтепереработки, за это отечественный рынок топлива нередко характеризуют как «олигопольный», то есть такой, где крупные компании попросту разделили регионы между собой, поясняет Митрахович.

Михаил Турукалов полагает, что в ближайшее время ожидать удешевления бензина не стоит. В опте топливо пока стоит очень дорого, и работа АЗС убыточна, добавляет эксперт.

По словам ведущего аналитика инвесткомпании QBF Олега Богданова, в Российской Федерации, в отличии от рынков США и Европы, стоимость топлива оторвана от глобальной конъюнктуры нефтяного сектора. Богданов добавил, что цены в России поднимаются, если производители понимают, что торговля на экспорт будет им более выгодна, вследствие чего формируется дефицит. Помимо этого, действует бюджетное правило, ослабляющее рубль: при стоимости нефти более $42 за баррель Минфин начинает скупку валюты при помощи Центробанка, рубль ослабляется, цены на бензин не успевают закрепиться, резюмирует эксперт.

Автор: Николай Новиков

Источник: Newvz.ru, 28.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики