Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Накладные усы не помогли. Почему Польше не скрыть свои планы по "Северному потоку–2"

Накладные усы не помогли. Почему Польше не скрыть свои планы по "Северному потоку–2"

Польше не дает покоя "Северный поток–2". Теперь Варшава решила помешать проекту через суд, который должен определить, будет ли освобожден газопровод от норм Третьего энергопакета или нет. Правда, сама Польша к этим разбирательствам отношения не имеет.

Польша вновь решила показать свою "важность" на энергетической площадке. Польский нефтегазовый концерн PGNIG подал в суд Дюссельдорфа заявление об "активном участии" в разбирательстве по делу об освобождении "Северного потока–2" от требований обновленной Газовой директивы ЕС.

Как отметил председатель правления компании Ежи Квечиньский, "активное участие в разбирательстве позволит эффективно защищать интересы" польским предприятиям в частности и Польши в целом.

Польские хитрости

В комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков рассказал, есть ли у Польши основания участвовать в суде, а также какие цели на деле преследует Варшава.

"Здесь вообще вопрос, допустят ли Польшу к рассмотрению этого дела или нет, потому что формально Варшавы это вообще не касается, это не транзит через них, это не приведет к автоматическому сокращению транзита через Польшу по газопроводу "Ямал-Европа". Там мощности разыгрываются на аукционе, и "Газпром" забронировал их и на 2020 год, и на 2021 год. Поэтому полякам в краткосрочной перспективе волноваться не надо", – отметил Юшков.

С другой стороны, очевидно, почему Варшава вмешалась в это дело. Польша, подчеркнул Юшков, всегда вставляет палки в колеса "Северному потоку–2". Даже изначально, когда только появилось желание создать совместное предприятие по проекту и продать по 10% акций пяти европейским компаниям, именно польский антимонопольный орган заблокировал сделку, сославшись на то, что это якобы окажет влияние на конкуренцию на польском рынке.

"Они абсолютно тоже самое делали и делают – не дают вывести из-под Третьего энергопакета продолжение "Северного потока–1" на территории Германии – газопровод Opal. Там тоже сначала выдали разрешение на полную загрузку, потом поляки все сорвали, потом "Газпром" опротестовал протест поляков. И теперь все продолжается", – сказал эксперт. По его мнению, на сегодняшний день та же история развивается вокруг "Северного потока–2".

"Но для того, чтобы у них [Польша] были какие-то основания на руках, чтобы понимать, какие аргументы использует оператор "Северного потока–2", какие аргументы применяет Германия, им необходимо участвовать в самом судебном разбирательстве. Вот они и подают, чтобы иметь данные для обоснованных протестных заявок против решения, если оно будет принято, вывести "Северный поток–2" из-под действия Третьего энергопакета. И конечно, чтобы продемонстрировать свою лояльность США, которые выступают главными противниками "Северного потока–2". То есть это исключительно политический момент", – сказал Юшков.

Он отметил, что фактически Польше даже выгоден "Северный поток–2", так как позволит образовываться большим излишкам на немецком рынке, которые поляки скупают и по виртуальному реверсу доставляют себе.

Шансы для "Газпрома"

Юшков заметил, что в целом выиграть суд "Газпрому" будет достаточно сложно.

"Германия до этого обозначила критерии, какие газопроводы она выводит из-под действия Третьего энергопакета. И там было условие, что, если проект к 2019 году готов, как там было обозначено, "завершен", тогда они выводят из-под действия ограничений морскую часть газопровода. Поэтому "Северный поток–1" был выведен, так как он давно уже работает. А вот "Северный поток–2" до сих пор не достроен. Однако "Газпром" настаивает на том, что "завершен" – это когда сделаны все инвестиции. А если инвестиции сделаны, то он в любом случае будет завершен – деньги есть, надо только достроить", – пояснил Юшков.

Эксперт подчеркнул, что все споры идут именно вокруг одной формулировки, в понимании которой немецкий регулятор разошелся с "Газпромом".

Источник: Baltnews.ee, 31.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики