Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Распадская» — последняя капля в чаше терпения властей

«Распадская» — последняя капля в чаше терпения властей

Депутаты Госдумы выступили с инициативой создания парламентской комиссии для изучения ситуации в угольной отрасли и подготовки соответствующих предложений для обеспечения безопасности работы шахтеров
 
Как полагает ряд депутатов, жесточайший контроль и надзор за отраслью необходим из-за нерадивости хозяев некоторых предприятий угольной промышленности.

Такова реакция Госдумы на аварию в «Распадской» — крупнейшей угольной шахте в России и, по словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, самой технически оснащенной не только в стране, но и в мире, в том числе по метанобезопасности. Впрочем, эта оснащённость не спасла от двойного взрыва метана. По предварительным данным, ущерб от аварии составляет более пяти миллиардов рублей. Причем в эту сумму вошла оценка только повреждений внутри «Распадской». Ущерб от разрушений зданий на поверхности составил еще 700 миллионов. Кроме того, эксперты прогнозируют дальнейший обвал акций компании, а также дефицит угля на российском рынке.

Трагедия на шахте «Распадская», похоже, стала последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Премьер Владимир Путин, побывавший на месте катастрофы, пообещал сделать адекватные выводы, которые должны затронуть всю угледобывающую отрасль. Днем ранее примерно о том же говорил президент Дмитрий Медведев. В свете установок высшего руководства страны от бизнеса, как считают эксперты, потребуют инвестиций в модернизацию предприятий ради повышения безопасности труда шахтеров. Тему продолжает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Угольная промышленность всегда являлась символом частных инвестиций в отрасль. Все говорили, что частный бизнес может крупные проекты реализовывать, без участия государства поднимать из руин целые производства. И действительно, в угольной отрасли доминируют частные компании, которые вполне неплохо пережили кризис. Ключевой момент как раз и связан с тем, а занимался ли бизнес необходимыми инвестициями в обеспечение безопасности? Ведь не секрет, что частный бизнес ориентирован на получение прибыли. По официальным заверениям собственников шахты, в обеспечение систем безопасности было инвестировано порядка миллиарда долларов. Я не хочу давать каких-то оценок: были эти деньги вложены — не были вложены. Но мы видим сам факт. С этим и нужно разбираться. Потому что благополучные показатели частного бизнеса достигаются, к сожалению, оптимизацией издержек. Оптимизация издержек — вещь хорошая, вопрос только в том, не оптимизируйте ли вы те виды затрат, которые оптимизировать ни в коем случае нельзя».

По признанию многих экспертов, труд шахтёра — это опасный труд вне зависимости от его национальности. Конечно, китайский шахтёр значительно больше рискует, чем, к примеру, американский. Взрывы метана и угольной пыли на китайских шахтах ежегодно уносят около 7 тысяч жизней. Но даже при высочайших американских стандартах остаётся шанс на трагедию. Именно поэтому важны не только ассигнования в системы безопасности добычи угля, не только двойной, а то и тройной контроль работоспособности этих систем, но ещё и изменение менталитета самих работников угольной отрасли.

Шахтёр не должен быть поставлен в такую ситуацию, когда получение достойной зарплаты возможно только в случае откровенного пренебрежения к соблюдению технологической дисциплины. Во многом это вопрос руководства, которое, как иногда кажется, ставит во главу угла только прибыль. По большому счёту, такая безответственная политика сильно бьёт по самому бизнесу. Потери владельцев шахт (или, допустим, морских нефтяных платформ) от крупных катастроф значительно выше, чем потери от заблаговременного снижения нормы прибыли.

Автор: Сергей Врублевский

Источник: Голос России, 12.05.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики