Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Польский антимонопольный орган возомнил себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам

Польский антимонопольный регулятор UOKiK сообщил, что оштрафовал "Газпром" на 213 миллионов злотых (более 48 миллионов евро) за отказ сотрудничать по делу "Северного потока - 2". Максимально возможный штраф наложен за отказ "Газпрома" предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства, пояснило ведомство.

"Газпром" ни в каких расследованиях Польши участвовать не обязан, поэтому не совсем понятно, за что Варшава его штрафует, заявил в эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Само расследование польской стороны выглядит довольно странным. "Газпром" создал оператора "Северного потока - 2" и собирался продать по 10% акций этого предприятия пяти европейским компаниям. Для этого нужно было получить разрешение антимонопольных органов каждой страны, где у этих компаний есть бизнес. Они обратились к антимонопольным органам, и все страны предоставили это разрешение. Это рутинная процедура: от того, что компании приобретут по 10% компании-оператора "Северного потока - 2", конкуренция в Европе не пострадает. Однако польский регулятор совершенно необоснованно запретил это делать", - рассказал Юшков.

Аналитик отметил, что строящийся трубопровод никак не влияет на конкуренцию на газовом рынке Польши.

"По сути те же объемы российского газа, что приходят сейчас по украинскому транзиту, просто поменяют маршрут - в рамках "Северного потока - 2" не заключается никаких новых контрактов. Поляки последовательно торпедировали "Северный поток - 2", пытаясь добиться того, чтобы он не был реализован. Отсюда и идет нынешний штраф "Газпрому", - пояснил Юшков.

По его словам, Польша оштрафовала французскую компанию Engie за то, что она кредитует "Северный поток - 2", даже не участвуя в строительстве.

"Польша сочла это тоже участием и запретила так делать, хотя с точки зрения закона никаких доказательств нет, суды не окончены и судебного решения тоже нет. В рамках судебного спора полякам надо было хоть как-то подтвердить свои позиции - с чего они вдруг штрафуют французов. Они начали требовать с "Газпрома" документы, а тот не обязан это делать и предоставлять их не стал. Теперь они за это оштрафовали "Газпром", - указал эксперт.

Юшков предположил, что "Газпром" не будет признавать этот штраф.

"Польша сначала необоснованно применила штраф к французам, а теперь - и к "Газпрому". Им надо доказывать свою правоту в суде. Польский антимонопольный орган считает себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам", - подчеркнул Юшков.

Варшава расследует создание консорциума, который ведет финансирование строительства газопровода "Северный поток - 2" без необходимого на то согласия польского регулятора. Польская сторона предъявила обвинения шести компаниям: российскому "Газпрому", французской Engie, а также Uniper, OMV, Shell и Wintershall из Голландии, то есть всем участникам строительства трубопровода.

Работы по сооружению "Северного потока - 2" планировалось завершилось в прошлом году, однако швейцарский подрядчик Allseas отвел свои суда с Балтики под угрозой санкций со стороны США. Москва осудила экстерриториальные санкции Вашингтона и заявила, что достроит газопровод своими силами. В июне США пригрозили европейским участникам проекта новыми санкциями.

Источник: Sputnik Латвия, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики