Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» опять не строят

«Северный поток — 2» опять не строят

Как Польша мешает прокладке газопровода

«Газпром» до сих пор не приступил к достройке «Северного потока — 2». 3 августа истек срок обжалования разрешения Датского энергетического агентства на использование якорных судов при прокладке трубопровода в Балтийском море, теперь компания может возобновить работы по строительству «Северного потока — 2». Но пока оператор газопровода Nord Stream 2 не согласовал новый график прокладки труб. Несмотря на то, что «Газпром» урегулировал разногласия с Данией, проблемы возникли с Польшей, которая формально с проектом не связана. Может ли это помешать строительству «Северного потока — 2»? И какие еще остаются риски? Разбирался Владислав Викторов. 

Дания дольше всех тянула с выдачей разрешения на прокладку трубопровода в своей исключительной экономической зоне. В 2017 году страна согласовала все необходимые документы, но позже, из-за протестов экологов их пришлось отозвать. Оказалось, что на дне Балтийского моря находится захоронение химического оружия. А поскольку трубы укладывают с помощью якорных судов, то есть риск его повредить. После длительных разбирательств Датское энергетическое агентство признало, что оставшаяся часть газопровода будет проходить вне этой зоны, но приступить к работе Nord Stream 2 AG должна была только после 3 августа.

И, несмотря на то, что теперь ничто не угрожает строительству, нерешенными остаются несколько вопросов, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович: «Приняли ли датчане страховку, которая будет использоваться российскими судами? До сих пор были слухи, что Россия предлагала страховку какой-то крупной российской страховой компании, а датчане требовали какого-то западного страховщика, который опасался работать с Россией. И, поскольку мы сейчас ожидаем, что могут последовать американские санкции, под которыми могут оказаться самые разные компании, предоставляющие разные услуги, есть риск, что работы могут задержаться».

Проблем «Северному потоку — 2» 3 августа добавила и Польша.

Управление по защите конкуренции и прав потребителей страны наложило на «Газпром» штраф в €57 млн из-за того, что компания не предоставила антимонопольной службе данные о контрактах с партнерами.

Сведения управление запросило еще в январе, там считают, что «Газпром» и ряд его европейских инвесторов создали консорциум для строительства «Северного потока — 2». И хотя формально Польша не имеет отношения к работам по прокладке газопровода, по законам Евросоюза, она может требовать от компаний необходимые документы, говорит независимый эксперт энергетического рынка Дмитрий Лютягин, да и штраф взыскать тоже может: «С учетом политизированности вопроса может. “Газпром” ведет свою коммерческую деятельность, в том числе на территории Польши. То есть, если так посмотреть, то Польша потребляет порядка 4% газа, который “Газпром” поставляет на экспорт. Это порядка 9,7-10 млрд куб. м газа в год, — это объем тех операций, которые, в принципе, могут быть подвержены риску».

Год назад польское Управление по защите конкуренции и прав потребителей уже выставляла штраф одному из партнеров Nord Stream 2 AG за отказ предоставить документы — больше €40 млн должна была заплатить французская Engie. Но у Польши в истории с «Северным потоком — 2» есть и свои экономические интересы, отмечает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов: «В 2015 году “Газпром” обращался к Польше с тем, чтобы после прекращения реализации проекта “Южный поток” построить вторую нитку газопровода “Ямал — Европа” через территорию Польши. Польша тогда отказала. Таким образом, поляки столкнулись с тем, что, неверно оценив свои переговорные позиции, упустили выгоду, притом выгоду существенную».

А что касается документов, которые запросило польское Управление по защите конкуренции и прав потребителей у «Газпрома», то, по мнению Александра Фролова, у компании было право не предоставлять их польскому регулятору.

Впрочем, сумма штрафа в 57 млн руб. для «Газпрома» не такая уж и большая.

«Польский регулятор получал необходимую документацию, связанную с “Северным потоком — 2”, а контракты, вообще-то, являются предметом коммерческой тайны. Ну, видимо, “Газпром” сказал: “Ребята, это коммерческая тайна”. А они сказали: “Ну ладно, тогда платите штраф”. Думаю, обжаловать он попробует, но если не получится, заплатит. На фоне всех остальных трат это сущие копейки», — добавил Александр Фролов.

В «Газпроме» уже заявили, что обжалуют штраф Управления по защите конкуренции и прав потребителей Польши. В компании отметили, что будут защищать свои интересы в суде, а польскому регулятору придется доказать состоятельность своей позиции.

В январе Владимир Путин заявлял, что строительство «Северного потока — 2» завершится до конца этого года, либо в первом квартале следующего. Тогда же газопровод введут в эксплуатацию.

Источник: Коммерсантъ FM, 04.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики