Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пошли суда: СП-2 получил добро на дальнейшее строительство

Пошли суда: СП-2 получил добро на дальнейшее строительство

Однако столкнулся с штрафом со стороны Польши

Компания — оператор «Северного потока – 2» (СП-2) Nord Stream 2 AG может возобновить прокладку газопровода с 4 августа. Согласно решению Датского энергетического агентства (ДЭА), теперь в строительстве разрешено участвовать судам-трубоукладчикам как якорного, так и динамического позиционирования. Как сообщили «Известиям» в ДЭА, чтобы продолжить работу над СП-2, компания должна предоставить агентству информацию об этих судах и обновленное расписание работ. О том, когда и как это будет сделано, в Nord Stream 2 AG точного ответа пока не дали. Вместе с тем, решив один вопрос, реализатор проекта столкнулся с другими проблемами — 3 августа польский антимонопольный регулятор наложил на «Газпром» штраф в размере $57 млн за отказ помогать в расследовании относительно всё того же СП-2.

Трубы лежат

Компания Nord Stream 2 AG с 4 августа может возобновить прокладку труб «Северного потока – 2» на незаконченном участке газопровода. Это следует из заявления Датского энергетического агентства. Дело в том, что 6 июля оно по запросу Nord Stream 2 AG дало добро на то, чтобы проект достраивали суда-трубоукладчики с якорным позиционированием. Это решение означает изменение условий, которые были изложены в разрешении ДЭА от 30 октября 2019 года.

На обжалование было отведено четыре недели, в течение которых Nord Stream 2 AG не могла использовать суда с якорями и, соответственно, завершать реализацию проекта. Учитывая, что в течение минувшего месяца никаких апелляций подано не было, решение ДЭА окончательно вступило в силу. Теперь Nord Stream 2 AG может использовать суда как якорные, так и оборудованные системой динамического позиционирования.

Для реализации проекта это имеет принципиальное значение: после того как в конце 2019 года швейцарский трубоукладчик Allseas из-за угрозы американских санкций отказался завершать проект, все надежды были возложены на российские суда «Академик Черский» и «Фортуна». Первое судно оборудовано системой динамического позиционирования, а второе — якорного. Таким образом, теперь оба трубоукладчика смогут достроить СП-2.

Чтобы продолжить работы, Nord Stream 2 AG должна предоставить датскому агентству информацию о своих дальнейших действиях.

— ДЭА должно быть проинформировано о том, какие будут использованы суда [при прокладке труб]. Этой информации у нас пока нет, — сказали «Известиям» в агентстве. — Nord Stream 2 AG сможет начать укладывать трубы с использованием якорных судов с 4 августа, как только пришлет ДЭА обновленное расписание. Его агентство пока также не получило.

На вопросы «Известий», когда Nord Stream 2 AG предоставит ДЭА эту информацию и какие суда закончат проект, в компании четкого ответа не дали. «Мы своевременно сообщим о наших планах», — сказали в ее пресс-службе.

— Регуляторных препятствий для завершения строительства газопровода, судя по всему, не осталось. Что касается возобновления укладки трубы и завершения оставшихся 160 км, то компания-оператор Nord Stream 2 AG вместе с «Газпромом» и подрядчиками работает над этим, — пояснил «Известиям» замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Вместе с тем говорить о том, что никаких препятствий для завершения СП-2 больше нет, пока преждевременно — до сих пор существует угроза санкций и «активное словесное давление американской администрации на всех действующих и потенциальных участников стройки», подытожил эксперт. Напомним, что в июне 2020 года стало известно о новых американских рестрикциях, цель которых — прекращение реализации СП-2. Они направлены против новых трубоукладчиков, а также компаний, которые страхуют трубоукладочные суда и предоставляют им портовые услуги. 

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

 

«Северный поток – 2» включает две нитки газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м ежегодно. Он пройдет от побережья РФ до Германии по дну Балтийского моря в обход транзитных стран (Белоруссии, Польши и Украины) через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти государств: Дании, России, Финляндии, ФРГ и Швеции. 

Баланс препятствий

За новостями о возможном возобновлении строительства последовали сообщения о штрафе в 213 млн злотых (около $57 млн), который польское управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) наложило на «Газпром». Как говорится в сообщении ведомства, причина — в отказе компании сотрудничать при расследовании дела о строительстве того же СП-2.

Свое антимонопольное расследование UOKiK запустило в мае 2018 года. Оно затронуло «Газпром» и пять его партнеров по проекту: Engie, OMV, Shell, Uniper, Wintershall. По оценке регулятора, финансовая сделка, заключенная «Газпромом» с этими компаниями без предварительного согласия UOKiK, может привести к ограничению конкуренции. К слову, позиция регулятора помешала создать этим шести холдингам совместную для реализации проекта компанию — в итоге его строительством занимается Nord Stream 2 AG, которой на 100% владеет «Газпром», а остальные пять компаний вкладывают в ее работу половину стоимости проекта.

В ноябре 2019 года польское управление уже обязало одного из инвесторов проекта — французскую Engie — выплатить €40,3 млн. По оценке UOKiK, эта компания «настойчиво и необоснованно» отказывалась предоставить ему документы и материалы по контрактам с «Газпромом». К российской компании предъявлены аналогичные претензии: она так же, как и Engie, отказалась поделиться с польским регулятором контрактами, которые его «дочка» заключила с компаниями, финансирующими строительство СП-2.

— На обжалование решения у «Газпрома» есть 30 дней, и он, вероятно, подаст апелляцию, — сказали «Известиям» в UOKiK. — Мы приведем решение в исполнение после итогового постановления суда — в рамках общих стандартов Евросоюза у нас есть достаточно инструментов для исполнения наказания.

«Газпром» официальное уведомление от UOKiK получил и анализирует его.

— После завершения изучения официального решения UOKiK ПАО «Газпром» примет меры по защите своих интересов, включая обжалование решения в суде, где UOKiK будет необходимо доказать состоятельность своей позиции. В случае судебного обжалования штрафа он не будет подлежать взысканию до момента вступления в силу соответствующего решения суда, — заявили «Известиям» в управлении информации компании.

Вместе с тем прямого влияния на реализацию СП-2 постановления UOKiK не окажут: как заявили в ноябре 2019 года в Nord Stream 2 AG, «реализация проекта основана на соблюдении всех действующих законов и нормативных актов и соответствует им». «Северный поток – 2» получил необходимые разрешения от всех стран, через чьи воды и территории он проходит, подчеркнули тогда в компании.

Автор: Екатерина Постникова

Источник: Известия, 04.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики