Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гривач назвал произволом решение Польши оштрафовать «Газпром» на $57 млн

Гривач назвал произволом решение Польши оштрафовать «Газпром» на $57 млн

Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) Польши оштрафовало «Газпром» на 57 миллионов долларов. Причиной послужил отказ компании сотрудничать в расследовании польского антимонопольного регулятора по строительству «Северный поток — 2» (СП-2).

По мнению главы UOKiK Томаша Хрустного, объединение нескольких независимых предприятий для финансирования СП-2 не должно было происходить без одобрения регулятора. Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач объяснил «Политике Сегодня», что за штрафом скрывается намерение саботировать проект газопровода со стороны США и их союзников.

 

«Польский регулятор не имеет прямого отношения к "Северному потоку — 2". Но Польша взяла на себя миссию по саботажу этого проекта, отстаивая таким образом интересы США. Поэтому польская госкомпания PGNiG участвует в судебных процессах и подает иски против нормального использования СП и СП-2, польский регулятор возбуждает смехотворные антимонопольные расследования. В это же время власти Польши агитируют против проекта своих соседей», — заявил эксперт.

 

Под штрафные санкции попал не только «Газпром». Томаш Хрустный недоволен еще пятью компаниями, которые финансировали строительство «Северного потока — 2»: нидерландские Shell, Uniper, Wintershall и OMV, а также швейцарской Engie Energy. Гривач усомнился в праве польского антимонопольного регулятора штрафовать иностранные компании.

 

«Они (UOKiK) не вправе оштрафовать, так как это произвол. Они могут выписать штраф, но подтвердить его в международных судебных инстанциях не смогут. Компании Engie выписали аналогичный штраф, также за отказ предоставить избыточную информацию об участии в проекте СП-2», — добавил специалист.

 

В январе 2020 года UOKiK требовал от «Газпрома» предоставить контракты, заключенные с другими компаниями, финансирующими строительство СП-2. Российская компания в течение полугода не передала запрошенные документы, несмотря на «юридическое обязательство сотрудничать с главой UOKiK».

Гривач полагает, что история с многомиллионным штрафом в отношении «Газпрома» закончится в международном суде: «Дальше Газпром просто оспорит этот штраф в соответствии с законодательством».

В мае 2018 года UOKiK инициировал расследование в отношении «Газпрома» и партнеров компании. Регулятор предъявил обвинения в нарушении антимонопольного законодательства Польши. Томаш Хрустный уверен, что российский газовый гигант заключил сделку с пятью иностранными компаниями, чтобы обойти закон, ограничить конкуренцию и усилить переговорные позиции «Газпрома» по отношению к клиентам в Польше.

Газопровод «Северный поток — 2», который уже выполнен на 90%, долгое время ждал укладки оставшихся 10% труб. Как сообщает ТАСС со ссылкой на заявление Датского энергетического агентства, компания Nord Stream 2 AG, хотя и с ограничением по использованию определенных типов судов, но может возобновить строительство с 3 августа.

Автор: Роман Самойлов

Источник: ИА "Политика Сегодня", 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики