Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович рассказал об оставшихся рисках для "Северного потока - 2" (аудио)

Митрахович рассказал об оставшихся рисках для "Северного потока - 2" (аудио)

Противники "Северного потока - 2" используют любую возможность, чтобы воспрепятствовать строительству, но главный риск для реализации проекта кроется в американских санкциях

Антимонопольный регулятор Польши UOKiK в начале недели сообщил, что оштрафовал "Газпром" на 213 миллионов злотых (более 48 миллионов евро) за отказ сотрудничать по делу "Северного потока - 2". Ведомство пояснило, что максимально возможный штраф наложен на российскую компанию за отказ предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства.

С 4 августа вступило в силу разрешение Датского энергетического агентства на возобновление строительства газопровода "Северный поток - 2". Теперь при работах в датских водах можно использовать суда не только с динамическим, но и с якорным позиционированием.

Противники "Северного потока - 2" используют любую возможность, чтобы насолить проекту, главный из оставшихся рисков таится в американских санкциях, отметил в эфире радио Sputnik экономист, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Даже если "Газпром" заплатит 50 миллионов евро польского штрафа, это никак не изменит расклад сил с "Северным потоком - 2". Польша пытается хвататься за любой момент, используя особенности права ЕС. Там есть такой момент, что компания, которая реализует проект в Евросоюзе, но не на территории Польши, и при этом имеет там бизнес, должна согласовать этот проект в том числе и с Варшавой. Поэтому Польша и говорит - давайте нам все документы, какие мы только придумаем. Но у "Газпрома" другая позиция, и, возможно, будут суды, которые могут перейти на уровень ЕС", - заявил Митрахович.

Эксперт напомнил, что подобные претензии Польша предъявляла и французской компании Engie, которая является кредитором и партнером "Северного потока - 2".

"Если Польша будет перегибать палку и ссориться с западноевропейскими компаниями, это может плохо для нее кончиться. Подводная часть газопровода стоит около 11 миллиардов евро - в этой игре большие ставки, и 50 миллионов это не принципиальный момент. В крайнем случае "Газпром" заплатит эти деньги, и на общую расстановку сил это не повлияет", - сказал Станислав Митрахович.

Коснувшись разрешения Дании на продолжение строительства, эксперт отметил, что в исключительной экономической зоне Копенгаген не имел права ничего запретить. "Это не та территория Дании, где она может делать все что угодно. По существующей международно-правовой базе она имеет там приоритет в вопросах регулирования, но запретить ничего не может", - пояснил аналитик.

По его словам, самую значительную опасность для "Северного потока - 2" представляют американские санкции.

"Возможны санкции США против компаний, которые будут принимать газ из "Северного потока - 2" на территории Германии, или против компаний, которые предоставляли участникам проекта логистические и финансовые услуги", - предположил Митрахович.

"Вопрос в том, насколько США готовы к масштабному конфликту с Европой, который неизбежно случится, если американцы начнут направо и налево бить по европейским компаниям. Тогда уже речь пойдет не про "Северный поток - 2", а про саму суть отношений Америки и Европы", - заключил собеседник Sputnik.

Польский регулятор расследует создание консорциума, который финансирует строительство газопровода "Северный поток - 2" без одобрения Варшавы. В рамках расследования регулятор предъявил обвинение российскому "Газпрому" и пяти его европейским партнерам: Engie, Uniper, OMV, Shell и Wintershall.

Работы по сооружению "Северного потока - 2" планировалось завершить в прошлом году, однако швейцарский подрядчик Allseas отвел свои суда с Балтики под угрозой санкций со стороны США. В июне США пригрозили европейским участникам проекта новыми санкциями. Москва осудила экстерриториальные санкции Вашингтона и заявила, что достроит газопровод своими силами.

Источник: Sputnik Латвия, 05.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики