Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сланцевый газ сгорел на бумаге. Польша признала зависимость от РФ

Сланцевый газ сгорел на бумаге. Польша признала зависимость от РФ

Добыча сланцевого газа в Польше по американским технологиям оказалась неэффективной, сообщил глава польской нефтегазовой госкомпании PGNiG Ежи Квечиньский. Варшава рассчитывала на стабильную добычу сланцевого газа еще пять лет назад: энергетическая автономность позволила бы стране не продлевать контракт с российским «Газпромом».

Согласно первичным расчетам американских экспертов, на территории Польши располагались внушительные залежи сланцевого газа — более пяти триллионов кубометров. Позже эти данные были опровергнуты польскими специалистами, но даже меньшее количество газа добыть трудно: он находится слишком глубоко, а потому технологии США, успешно реализованные в Техасе, в данном случае бесполезны.

 

«Необходимо отметить, что сланцевый газ в Польше отличается от американского. Технология, которая хорошо себя там показала, не оправдала себя в Европе. Речь идет не только о Польше, но и о других странах», — заявил Квечиньский в эфире «Польского радио».

 

При этом в 2022 году контракт с «Газпромом» у PGNiG заканчивается. Продлевать договор не планируется, уверяют в Варшаве. «Политика Сегодня» выяснила, как Польша намеревается решить энергетическую проблему.

История вопроса

В 2011 году Польша решила пойти по американскому энергетическому пути: в МИД заверили, что страна не будет зависеть от российских газовых поставок, если удастся начать разработку сланцевых месторождений. Международные энергетические корпорации незамедлительно взяли вопрос под свой контроль и бросились осваивать польские ресурсы.

Уже через четыре года американские компании Exxon и Chevron, а также британо-нидерландская Royal Dutch Shell забросили сланцевые проекты в Польше, объяснив это «меньшими конкурентными возможностями» по сравнению с другими своими проектами.

Под расплывчатым объяснением кроется несколько причин: первая — расходы на буровые работы в европейских странах гораздо больше, чем в Штатах. Вторая — законодательство ЕС очень строго регулирует добычу нефти и газа «сланцевым» методом. Из природоохранных соображений.

Экологическая опасность

При добыче сланцевого газа в месторождениях извлекаются подземные воды: под землей образуются пустоты. Поэтому метод признан экологически опасным. Последствий немало — начиная от разрушительных процессов в грунте и заканчивая сейсмической нестабильностью, землетрясениями и проседанием почвы на десять и более метров.

Но американское законодательство в сфере экологии не такое жесткое, как в Европе, хотя и в США такая добыча ведется не везде — например, в штате Нью-Йорк она запрещена. Предполагалось, что в странах Евросоюза метод распространения не получит не только по экологической причине, но и из-за экономической нецелесообразности.

Установки для добычи сланцевого газа требуют больших финансовых затрат на обслуживание, а срок эксплуатации сланцевой скважины слишком мал. Как объясняли в нефтегазовой компании Eurasia Group, в Европе невозможно пробурить такое количество скважин, доходы от которых покрыли бы расходы на соответствующую инфраструктуру.

В Польше бурить можно, но газа будет мало

В отличие от других европейских стран, к технологии гидроразрыва пласта, придуманной в США, страна отнеслась лояльно. Однако в прошлом году обозначилась, помимо экономической и экологической, другая проблема.

Несмотря на многообещающие прогнозы Управления энергетической информации США, оценившего польские месторождения в 5,2 триллиона квадратных метров, более поздние расчеты польского Геологического института американский оптимизм не подтвердили. Оказалось, что запасы сланцевого газа в стране составляют всего от 346 до 768 миллиардов кубометров. Это самые низкие значения из прогнозируемых.

После этого заключения в 2019 году парламент Польши решил отменить закон «Об особом налоге на углеводороды»: депутаты признали, что «сланцевая революция», обещанная Варшаве Вашингтоном, провалилась.

 

«В настоящее время сланцевые месторождения, находящиеся на территории Польши, не дают достаточных возможностей для их экономической эксплуатации. Следовательно, не было выполнено и еще одно предположение законодателей, согласно которому специальный углеводородный налог должен был обеспечить государственному бюджету соответствующую долю прибыли от добычи сланцевого газа», — писало польское издание Biznes Alert.

 

Откуда Польша будет брать газ?

Несмотря на решительные намерения страны отказаться от услуг «Газпрома», окончательно разорвать отношения с российским энергетическим гигантом у Варшавы не выйдет. Как рассказал корреспонденту ПС Алексей Гривач — заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности, — пока Польша может с помощью внутренних ресурсов обеспечить себя газом лишь на четверть.

 

«Не сможет [Польша наладить стабильную добычу сланцевого газа]. Запасов газа в сланцевой породе на территории оказалось слишком мало и их разработка коммерчески нерентабельна. В то же время производство традиционного и синтетического газа в Польше пока стабильно, обеспечивает около четверти внутренних потребностей», — объясняет эксперт.

 

С точки зрения экономической целесообразности и выгоды «классический» метод добычи природного газа выигрывает у революционного сланцевого метода.

 

«При прочих равных, конечно, выгоднее и на много. Себестоимость добычи газа из крупного традиционного месторождения в разы, иногда в десятки раз меньше», — говорит Гривач.

 

Примером служит ситуация американского производителя природного газа компании Chesapeake Energy: при выручке со сланцевой добычи на сумму более трех миллиардов долларов, убытки составили пять миллиардов. В ноябре прошлого года акции компании рухнули на 27% и стоили меньше доллара. 

А что в России?

В 2012 году Министерство энергетики РФ предложило правительству начать добычу сланцевых газа и нефти. Несмотря на то, что у России есть предостаточно «традиционных» месторождений природного газа, ведомство советовало начать освоение американских технологий, обеспечивших Штатам «сланцевую революцию». Тем не менее, за последние восемь лет никаких серьезных разработок в сфере добычи сланцевого газа Россия не вела, утверждает Гривач.

 

«Масштабных проектов по разведке и разработке сланцевых формаций (по газу) не проводилось и не планировалось. У России достаточно экономически более привлекательных традиционных запасов природного газа», — констатировал эксперт.

 

Автор: Тимофей Булочкин

Источник: ИА "Политика сегодня", 13.08.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики