Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович обозначил риски ОПЕК+

Митрахович обозначил риски ОПЕК+

Перспективы ОПЕК+ зависят от того, как будет развиваться ситуация на нефтяном рынке, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

По судьбе ОПЕК+ существуют вопросы

Президент РФ Владимир Путин провел встречу с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, на которой он заявил, что ограничения сделки ОПЕК+ «в какой-то момент будут сняты», поэтому российская экономика и нефтяная отрасль должны быть готовы к данному сценарию.

В настоящее время действует второй вариант сделки ОПЕК+, согласно которому Россия и картель ОПЕК согласились снизить добычу нефти на 10 млн баррелей в сутки, начиная с 1 мая 2020 года. На долю России приходится снижение добычи на более чем 2 млн баррелей в сутки.

Это была вынужденная мера, которая должна была стабилизировать мировой рынок нефти, решить проблему перепроизводства и резкого снижения нефтяных цен – российская марка Urals в Европе в моменте доходила до 8 долларов за баррель.

Российский лидер ранее не высказывался так про ОПЕК+ и не говорил публично, что это соглашение в будущем может быть отменено.

Данное заявление является свидетельством того, что в Кремле воспринимают соглашение ОПЕК+ в качестве временной меры, рассчитанной на удержание мирового рынка нефти в период «коронакризиса» и частичной остановки мировой экономики.

Тем более это было сказано на встрече с главой «Роснефти», который не раз говорил, что соглашение ОПЕК+ и любые внешние ограничения на добычу нефти не выгодны России. Из-за этого в марте Москва отказалась удовлетворить ультиматум саудитов.

«Я полагаю, что наши руководители до сих пор сами не определились, как в этой ситуации лучше действовать. То, что эта фраза прозвучала на встрече президента РФ с Сечиным, демонстрирует, что сечинское предложение считать ОПЕК+ временным соглашением и стратегически не очень нужным, до сих пор является сильным», - констатирует Митрахович.

На этот счет существуют разные мнения, но Кремль обращает особое внимание на позицию руководства главной нефтяной компании РФ.

«В соглашении ОПЕК+ присутствуют негативные черты, которые оттуда не уходят. Это проблема картеля, поскольку, когда он работает, то игроки внутри него начинают завидовать тем, кто вне его», - заключает Митрахович.

Основную нагрузку в регулировании нефтяного рынка несут участники соглашения ОПЕК+, а реальный материальный эффект имеют все производители в мире. Естественно, участникам соглашения, включая РФ, не очень нравится такая ситуация.

Из-за этого появился тезис, что России не стоит связывать себя ограничениями на добычу, поскольку ОПЕК+ покрывает только 40% мирового производства нефти, а значит дает фору независимым игрокам рынка.

Благодаря первому варианту ОПЕК+, подписанному в декабре 2016 года, не только ожило американское сланцевое производство, но и достигло пиковых показателей – в 2019 году суммарная добыча нефти в США зашкалила за 13 млн баррелей в сутки.

Из-за этого в «Роснефти» полагают, что ограничения на добычу во время стабильной ситуации в мировой экономике не выгодны России.

«Вне сомнения, те страны, которые вне ОПЕК+, имеют больше возможностей для увеличения добычи нефти. В результате возникла куча безбилетников: США, Канада, Великобритания, Бразилия, Норвегия и т.д. Поэтому не исключено, что наличие безбилетников на нефтяном рынке станет доминирующим фактором по будущему ОПЕК+», - резюмирует Митрахович.

Доводы «Роснефти» не являются уникальными – так мыслят многие наши партнеры по ОПЕК+, поэтому данный аспект продолжит всплывать и оказывать качественное влияние на судьбу данного международного соглашения.

Отказ от ОПЕК+ возможен в перспективе

«С другой стороны, отказ от ОПЕК+ может привести к низким ценам. Это не единственная причина, что нефтяные цены в марте просели на 30%, но это тоже сыграло свою роль. Поэтому нам тяжело будет жить в условиях цен, которые были в начале апреля. Тогда цены на нашу нефть доходили до 8 долларов за баррель, как при позднем Борисе Ельцине», - констатирует Митрахович.

Такая ситуация для России является потенциально болезненной, поэтому в данной истории многое поставлено на карту.

«Сейчас Москва пытается маневрировать и смотреть за развитием ситуации, но я не думаю, что ОПЕК+ – это навечно. Тем более партнеры России по соглашению также ведут свою политику. Саудовская Аравия объявила на сентябрь цены на нефть. Они снижены в Средиземноморье, ЕС и Юго-Восточной Азии, поэтому аудиты снова начинают демпинг», - резюмирует Митрахович.

Именно демпинг цен был инструментом давления саудитов на Россию после того, как Москва и Эр-Рияд не договорились в марте. Теперь саудиты снова возвращаются к данной политике и пытаются выбить себе новые рынки сбыта в мире.

«Поэтому ОПЕК+ не может быть достаточным инструментом для решения проблем, которые существуют на рынке. Оно рассчитано на 2 года, поэтому через год-полтора политика России и других стран может изменится», - заключает Митрахович.

Альтернативой отмены ОПЕК+ может выступить введение послаблений, но по этому вопросу сторонам будет сложно договориться.

«Такой вариант не исключен, особенно если мы увидим, что у наших конкурентов по нефтяному рынку в ближайшие месяцы будет расти добыча, а пока в мире падение потребления составляет 10% от показателя начала марта», - констатирует Митрахович.

В Азии ситуация почти восстановилась, в Европе и США идут позитивные изменения, выражающиеся в росте спроса.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики