Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Промышленность требует отставки

Промышленность требует отставки

Как стачки сказываются на экономике Белоруссии

Ключевые предприятия Белоруссии частично парализованы из-за забастовок рабочих. Протесты охватили важнейшие для экспорта страны отрасли — создание грузовой техники, нефтепереработка и производство калийных удобрений. Рабочие требуют ухода Александра Лукашенко, освобождения политзаключенных, признания победы Светланы Тихановской на выборах, суда над силовиками, которые причастны к избиениям демонстрантов. Останавливается работа предприятий, важных как для мирового, так и для российского рынка. К чему могут привести забастовки и кто пострадает от них больше всего? Разбирался Сергей Гусев. 

Александр Лукашенко лично выходил к рабочим, увещевал их и просил не устраивать забастовки. Граждане его освистали, и теперь предприятия останавливаются одно за другим. Например, гигантский «Беларуськалий» — пятая часть мирового рынка калийных удобрений, 16 тыс. сотрудников, шесть шахт и все пустые. Рабочие покинули забои и постепенно останавливают фабрики. С 19 августа они сразу выйдут на центральную площадь Солигорска, объявил сопредседатель стачечного комитета Анатолий Бокун: «Начиная с 19 августа общий сбор на площади в 09.00, на работу не выезжаем, приезжаем на площадь. Явка строго обязательна».

«Беларуськалий» — один из главных поставщиков валюты в белорусскую казну. Как пишет “Ъ”, только в прошлом году он обеспечил почти 6% консолидированного бюджета страны, экспортировав более 6 млн тонн удобрений почти на $3 млрд. Так что его остановка и возможная потеря доли рынка может нанести серьезный удар по белорусской экономике, но небольшой запас прочности у предприятия все же есть, уверен президент Российского союза химиков Виктор Иванов: «Какое-то время контрагенты подождут, если это будет неделя-две, это не смертельно. Если будет больше, тогда начинают не выполнять свои обязательства, это штрафные санкции. Если и дальше так будет продолжаться, что ж, клиенты уйдут к другим. Это российские компании, “Уралкалий”, или возьмем Канаду. Потеряют рынок, вот и все, ничего нового не придумаешь».

В протестных акциях участвуют сотрудники машиностроительных заводов — это, например, МАЗ, «БелАЗ», «Минский тракторный завод» и «Завод колесных тягачей». Но остановка таких предприятий может длиться месяцы, прежде чем рынок ощутит ее всерьез, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «От нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей, нескольких миллионов может быть даже в день — это средние потери одного машиностроительного предприятия в республике, если оно совсем остановится.

Скорее всего, эти предприятия заверили всех своих партнеров, что они продолжат свою деятельность и работу. К тому же быстро заместить такую продукцию на рынке очень тяжело, и на все это уйдет время и деньги.

Готовы ли потребители к этому? Я думаю, что вряд ли готовы. Не меньше года они должны бастовать, чтобы уйти с рынка совсем».

Более мощный удар по белорусской экономике нанесут забастовки на нефтеперерабатывающих заводах. Их в Белоруссии два, и один из них — Мозырский рабочие собираются полностью остановить. На то, чтобы запустить все обратно, уйдет около месяца, и эффект за это время успеют ощутить все отрасли белорусской экономики, рассказал эксперт Финансового университета Игорь Юшков: «Если заводы будут остановлены, это повлияет на всю Белоруссию, потому что она закупает в год в нормальной ситуации 18 млн тонн российской нефти, примерно только 6 из них они перерабатывают для внутреннего рынка, и 12 они перерабатывают для экспорта нефтепродуктов. Прибыль от экспорта они направляют, в том числе, и на субсидирование низких цен на внутреннем рынке. Соответственно, если не будет экспорта или он будет сокращен, нечем будет компенсировать низкие цены на топливо внутри страны, и их придется повышать, а подорожавшее топливо скажется на себестоимости вообще всех продуктов, которые Белоруссия производит».

При этом проблемы соседа будут на руку Кремлю, добавляет Юшков. По его словам, сокращение льготных поставок нефти в Белоруссию лишь пополнит российскую казну, хотя госкомпаниям поводов для радости не прибавит.

«Для России на самом деле это не страшно. Во-первых, если они сократят переработку, мы все объемы нефти можем продать на внешние рынки, и при этом российский бюджет только заработает от этого.

Во-вторых, когда белорусы продают свои нефтепродукты на европейском рынке, получается, что они конкурируют с российскими поставщиками нефтепродуктов, не будет переработки белорусской — не будет конкуренции.

Минус заключается в том, что почти половина акций Мозырского НПЗ принадлежат российским собственникам, если предприятие будет остановлено, получается, что все инвестиции были напрасны, и “Роснефть”, “Газпромнефть” потеряют, в общем-то, смысл в этом активе», — отметил Игорь Юшков.

Белорусская экономика и до забастовок была не в лучшей форме — Международный валютный фонд прогнозировал спад ВВП страны на 6% в этом году. Но, очевидно, у белорусских граждан сейчас другие приоритеты. В Белоруссии запустили фонд помощи тем, кто лишится работы по политическим мотивам. На данный момент он собрал более $1 млн.

Источник: Коммерсантъ FM, 18.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики