Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва за 200 млрд: Без льгот добыча нефти в России будет падать

Битва за 200 млрд: Без льгот добыча нефти в России будет падать

Экспериментальный налог на дополнительный доход (НДД) выходит нефтяникам боком. Минфин требует изменить его, чтобы изъять дополнительно в течение трех лет 200 млрд рублей у нефтяных компаний. В результате экспериментальное налогообложение окажется выше действующей системы. Нефтяники обещают, что из-за этого в стране за 10 лет общая добыча снизится на 600 млн тонн. Эксперты считают, что компании несколько лукавят, однако без льгот добыча нефти в стране будет действительно падать.

«Каждый прав по-своему: и нефтяники, и Минфин», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. Он отмечает, что НДД — это налог, который сработает на перспективу — пять и более лет. «Он стимулирует компании начинать новые проекты и не бросать старые выработанные месторождения. Новые проекты за год не запускаются, поэтому странно, что Минфин говорит о том, что налог надо менять», — отмечает экспорт. 

С другой стороны, считает Игорь Юшков, финансовое ведомство можно понять. «Из-за подешевевшей нефти и коронавируса экономика испытывает давление и у нас уже дефицитный бюджет. Поэтому Минфин начинает латать дыры и говорит, давайте уберем льготы нефтяникам, изменим НДД», — ведущий аналитик ФНЭБ согласен с тем, что сейчас действие НДД приводит к выпадению доходов бюджета, но в долгосрочной перспективе он принесет дополнительный доход.

«Если его не применять, у нас не будет части новых проектов и налогооблагаемая база упадет. Потому что впереди нас ждет естественное падение добычи нефти, и НДД должно устранить эту проблему, чтобы новые проекты компенсировали добычу на старых советских месторождениях. Наша налоговая система должна быть гибкой», — говорит Игорь Юшков. Эксперт полагает, что с сокращением добычи в 600 млн тонн нефтяники сгущают краски, так как речь идет о большой доле производства на старых месторождениях: «Но они правы в том, что без льгот отрасль будет стагнировать».

Как сообщало EADaily, руководители крупнейших российских нефтяных компаний пожаловались президенту России Владимиру Путину на попытки Минфина изменить НДД и направили главе государства письмо, на котором президент поставил резолюцию «рассмотреть и представить предложения». Как считают авторы, предложенные корректировки приведут за десять лет к снижению добычи нефти на 600 млн тонн, падению доходов бюджета на 4,5 трлн рублей и потере 35 тысяч рабочих мест. Кроме того, нефтяники грозят общим негативным эффектом для экономики России в 13 трлн рублей, и потерей доли на мировом рынке в пользу Саудовской Аравии и США.

Ранее правительство получило от Минфина законопроект о пересмотре параметров НДД. В министерстве посчитали, что за год действия налога государство недополучило 213 млрд руб. Идея НДД заключается в том, чтобы налоги платились не с объема добычи, а с доходов с вычетом затрат. Под действие НДД перевели четыре группы месторождений. И больше всего бюджет потерял на месторождениях, которые имели льготы по экспортной пошлине. Минфин предлагает два изменения. Для всех групп месторождений — запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков. Для второй группы — не снижать, а повышать коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На 2021−2023 годы предлагает установить его на уровне 1,5. В результате экспериментальное налогообложение, как отмечал «Коммерсант», оказывается более высоким, чем действующая система без каких-либо льгот. 

Собеседники издания удивлялись, зачем нефтяным компаниям участвовать в налоговых экспериментах, если они им невыгодны. Тем более что большая часть потерь Минфина является просчетом самих чиновников. «Когда НДД принимался в 2018 году, оценка выпадающих доходов проводилась при цене нефти $ 40 за баррель, а реальная цена в 2019 году составила $ 63,5 — это увеличило объем выпадающих доходов примерно вдвое», — сказал собеседник.

Источник: EADaily, 19.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики