Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газификацию переложат на одного

Газификацию переложат на одного

Получит ли «Газпром» налоговые льготы за расходы на подключение населения к трубе

За газификацию всех россиян заплатит «Газпром». С таким предложением выступила «Единая Россия». Секретарь генсовета партии Андрей Турчак заявил, что расходы на подготовку подключения населения к трубе и строительно-монтажные работы нужно возложить на энергоконцерн. По оценкам политика, они составят 2 трлн руб. до 2030 года. Взамен монополия может получить льготы по налогам. Турчак напомнил, что сейчас в целом по стране газифицировано две трети потребителей, при этом в центральной России этот показатель доходит до 95%, а в Сибири и на Дальнем Востоке колеблется в районе 10-20%.

При этом стоимость подключения к газу для гражданина превышает 400 тыс. руб., в то время как за рубежом эти услуги бесплатны для населения, заявил Турчак: «Мы знаем, это сложившаяся мировая практика, в той же Германии при заключении двухлетнего контракта на поставку газа подключение потребителя осуществляется бесплатно.

Мы предлагаем весь комплекс подготовительных и строительно-монтажных работ возложить на компанию “Газпром”, при этом компенсировать ей затраты через предоставление мер государственной поддержки.

Это могут быть льготы по НДПИ, может быть предусмотрена возможность выпуска бессрочных облигаций и другое. Объем инвестиций для завершения газификации к 2030 году оценивается в 1,9 трлн руб. без учета развития магистрального трубопроводного транспорта и стоимости строительства последней мили».

Насколько реалистична такая идея? И значит ли, что через десять лет все нуждающиеся будут подключены к газовой трубе бесплатно? “Ъ FM” обсудил эти вопросы с директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым: «Тема газификации достаточно перспективна для политического пиара, поэтому “Единая Россия” и пытается ее развить. Все это придумано не партией, а президентом Путиным. Тогда как раз активно шла кампания по агитации за поправки к Конституции, и власть искала какие-то популярные социальные ходы. Окончательное решение будет приниматься президентом. Эта тема, поскольку она поднимается политической силой, находится на уровне крупных лозунгов. Там огромное количество подводных камней, главное — это за что берут деньги при подключении участка. Тут, конечно, возникают различные монопольные структуры, которые в “жирных” регионах, таких как Московская область, Ленинградская область, могут легко поднять ценник за миллион. Это колоссальная проблема.

Нет ключевого ответа на вопрос, что такое полная газификация страны. Путин это в своих поручениях не разъяснил. Означает ли это, что в Конституции будет прописано право на бесплатную газификацию? В этом и заключается главный вопрос. Если взять все и переложить на “Газпром”, это будет очень проблемной историей.

Хорошо, что у них есть понимание, что часть этой истории нужно финансировать за счет тех же льгот, но Минфин явно будет выступать против.

Вариант же с бессрочными облигациями плох тем, что их надо будет гасить, платить деньги. Все равно должен быть какой-то источник. Посмотрите, какую прибыль приносят домохозяйства, по какой стоимости им продается газ — инвестиции отобьются очень нескоро. Как “Газпром” намерен газифицировать населенный пункты — вопрос сложный. Вы же понимаете, что это приведет к появлению дополнительных структур внутри компании. Можно попытаться это вывести на аутсорсинг с четко фиксированной ценой. Не исключаю, что именно по такому пути “Газпром” в итоге и пойдет. Когда речь идет о таком гигантском проекте, который обойдется даже не в 2 трлн, а в существенно большую сумму, конечно, риски того, что часть уйдет на ренту, безусловно, существуют».

Как напоминает РБК, чистый долг «Газпрома» за первый квартал этого года вырос почти на 20% по сравнению с 2019-м и составил 3,7 трлн млрд руб.

Автор: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 24.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики