Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газификация России — вопрос не экономики, а социальной справедливости»

«Газификация России — вопрос не экономики, а социальной справедливости»

Подключение к газовым сетям станет для россиян бесплатным, а половину стоимости перевода транспорта на газ оплачивает бюджет и «Газпром». При сохранении низких цен на газ во всем мире такая активность может выглядеть как попытка компании компенсировать падение экспорта за счет увеличения продаж на внутреннем рынке. Главным препятствием остаются затраты на газификацию и подключение потребителей.

Более половины добываемого газа «Газпром» продает в России. «Внутренний рынок для «Газпрома» сейчас более перспективен, чем внешние рынки: Европа и Китай. Цены на газ на экспортных направлениях снизились в два-три раза по сравнению с прошлым годом, сократились и объемы закупок российского сырья, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он отмечает, что «Газпром» продает природный газ за границу по цене около $ 80 за тысячу кубометров при себестоимости экспорта примерно в $ 110. В России средняя цена газа составляет больше $ 65, однако с нее не платится экспортная пошлина и нет затрат на международный транзит. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что для «Газпрома» внутренний рынок газа давно является рентабельным. «Если раньше руководство компании говорило, что внутренний рынок для него только элемент социальной ответственности, и они были бы рады его на кого-то другого переложить, то теперь такого нет. Конечно, население для „Газпрома“ является проблемным клиентом. Но не потому что среди населения есть неплательщики. Основную долю неплатежей формирует Минобороны и отдельные тепловые котельные. Проблема в том, что „Газпром“ для населения выступает гарантирующим поставщиком. Плюс — у населения нестабильное потребление. Получается, что „Газпром“ обязан весь год держать в резервах огромные мощности по добыче газа и запускать их только на непродолжительное время зимой, когда ударит сильный мороз и спрос на газ резко возрастает. Это существенно понижает эффективность компании. Но то, что на внутреннем рынке сейчас можно заработать больше, чем в Европе, для „Газпрома“ факт», — говорит эксперт.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что строить прогнозы, насколько газификация поможет «Газпрому» компенсировать снижение спроса на внешних рынках, сложно. «Ведь все еще будет зависеть от темпов газификации страны, тарифов для населения и предприятий, создания инфраструктуры и т. д. И внешний спрос также может вырасти в ближайшее время по мере выхода глобальной экономики из кризиса, а значит, вырастут и экспортные поставки сырья», — говорит эксперт.

Основной проблемой расширения внутреннего рынка остается инфраструктура и стоимость подключения. По данным «Газпрома», Россия газифицирована на 70%. В июне президент России Владимир Путин поручил довести ее в два этапа, до 2024-го и 2030 года, до 83%. При этом глава государства распорядился найти источники финансирования, чтобы сделать поключение россиян к газу бесплатнымПо данным РБК, в среднем оно сейчас обходится в 400 тыс. рублей на домовладение, но доходит в зависимости от региона и до 600 тыс. рублей.

И сейчас вопрос состоит в том, на чьи плечи лягут затраты. Партия «Единая Россия» предлагает возложить все затраты по подключению граждан к сетям на «Газпром», а взамен предоставить компании льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) либо за счет выпуска бессрочных облигаций, сообщили источники агентству РБК. По предварительным оценкам, «Газпрому» потребуется компенсация в размере около 2 трлн рублей. 

Сама же компания предлагает переложить на бюджет затраты по самой газификации, включив ее в список нацпроектов. О таком предложении сообщают РИА Новости со ссылкой на главу дочерней структуры концерна «Газпром межрегионгаз» Сергея Густова.

«В случае с идеей подключения населения к газопроводам за счет „Газпрома“ получается, что больше выигрывает государство, а не компания. Компания, хоть и принадлежит государству, не хочет тратить свои средства. А государство в случае роста газификации получит снижение протестных настроений. Ведь газоснабжение в России вопрос не только экономический, а, скорее, вопрос социальной справедливости. Для государства подключение к газопроводам является инструментом, которым можно довольно легко и быстро существенно улучшить качество жизни людей. Поэтому мы видим очень правильные инициативы — переложить финансирование строительства, например, внутрипоселковых газопроводов с местных и региональных бюджетов на „Газпром“ или федеральный бюджет. Или разрешить гражданам тратить материнский капитал на оплату строительства газопровода внутри своего участка, что является самой затратной частью газификации для самих россиян», — отмечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что поставки газа в России убыточны, поэтому назвать программу газификации и подключения потребителей переориентацией на внутренний рынок нельзя. «А вот работа над созданием новых перерабатывающих мощностей — под Благовещенском и в Усть-Луге — это как раз шаг в направлении увеличения потребления газа в России для создания добавленной стоимости от продажи продукции более высокого передела», — замечает он.

В то же время внутренний рынок — это гарантированные объемы потребления и стабильные регулируемые цены в отличие от неустойчивой рыночной конъюнктуры на внешних рынках, уверен аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. Этого достаточно, по его мнению, чтобы в условиях снижения внешнего спроса начинать рассматривать развитие инфраструктуры потребления газа внутри страны уже не как социальную нагрузку на бизнес «Газпрома», а как на маркетинговую задачу, решение которой обеспечит рост продаж и большую финансовую устойчивость компании.

Источник: EADaily, 24.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики