Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Монгольский поток» сделает «Силу Сибири-2» реальностью

«Монгольский поток» сделает «Силу Сибири-2» реальностью

«Сила Сибири-2» имеет отличные перспективы на китайском внутреннем рынке, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

«Сила Сибири» является перспективным проектом

«Газпром» и Монголия подписали меморандум об учреждении компании специального назначения для строительства транзитного газопровода. Под ним имеется в виду монгольский участок «Силы Сибири-2», которую решили строить по этому маршруту.

Изначально существовало два варианта прокладки пути – через Алтай, но там сложный горный рельеф местности, или через Монголию, но этот маршрут ранее являлся проблемным по политическим причинам – у Пекина существуют трения с Улан-Батором.

«Сила Сибири-2» должна связать газовые месторождения Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая, где произойдет ее соединение с китайским газопроводом «Запад – Восток», по которому газ может дойти даже до Шанхая.

«Разговоры о том, чтобы пустить трубу через Монголию, ведутся давно. Сторонником данного проекта стал Китай, поэтому четкая позиция Пекина с большой вероятностью позволит этому газопроводу быть реализованным. В Пекине считают, что проект усилит энергобезопасность КНР, поэтому он действительно перспективен», - заключает Перов.

Первое соглашение по газопроводу, который ранее назывался «Алтай», было достигнуто в марте 2006 года в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Китай. Этот проект возник раньше недавно запущенной «Силы Сибири-1», но тогда от него отказались.

В частности, китайцы очень хотели иметь отдельные месторождения под свои газовые закупки.

По стоимости проекта существуют разные цифры, но, учитывая масштаб «Силы Сибири-2», она в итоге выйдет дороже 10 млрд долларов США. Увеличился и перспективный объем поставок по проекту – с 30 до 50 млрд кубов газа в год.

«Перед нами работоспособный вариант, поскольку поставка российского газа через территорию Монголии экономически выгодна Китаю. В результате Монголия превратится в страну-транзитера российского газа», - резюмирует Перов.

В рамках российско-монгольского совместного проекта будет построен соединительный газопровод, который создаст газовую магистраль между Россией и северо-западными провинциями Китая. Эта магистраль затем превратится в «Силу Сибири-2».

У РФ хватит ресурсов для «Силы Сибири-2»

Для России данный проект крайне выгоден, поскольку источником газа для «Силы Сибири-2» станут те же месторождения, которые сегодня являются основой энергетических поставок в Евросоюз. Так Россия диверсифицирует свой газовый экспорт, и это важно, учитывая известную антироссийскую линию Евросоюза.

В Брюсселе постоянно говорят о необходимости ограничить объемы газовых закупок в России, которые несколько лет назад доходили до 40% от общеевропейского потребления. Такая политика привела к известным газотранспортным проблемам РФ.

С другой стороны, Россия планирует поставлять в Китай по «Силе Сибире-2» 50 млрд кубов газа в год, а это значительный объем, из-за чего возникает вопрос, не приведет ли это в перспективе к ресурсным проблемам российского экспорта газа.

«В отличие от нефти, где у нас существуют проблемы с ресурсной базой, с газом у России сложностей нет. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что его компания способна добывать 600 млрд кубов газа в год», - констатирует Перов.

В энергетической доктрине РФ записано, что приоритетом развития российского нефтегазового комплекса является диверсификация поставок сырья за рубеж, поэтому реализация «Силы Сибири-2» полностью соответствует данным задачам.

«В качестве перспективных направлений называются Китай и страны АТР, поэтому такие планы есть, и они являются для России приоритетом в развитии национального углеводородного экспорта», - заключает Перов.

Россия добывает меньше 600 млрд кубов газа в год, причем если брать заявления Миллера, то он имел в виду не перспективные месторождения, а те, которые в настоящее время промышленно эксплуатируются.

«Поэтому России нужны минимальные инвестиции, чтобы пустить дополнительные объемы газа в промышленный оборот. Таким образом, никаких проблем с ресурсной базой у России по «Силе Сибири-2» нет», - резюмирует Перов.

В ближайшие годы цены на газ вырастут

Единственной проблемой являются серьезные финансовые инвестиции в данный проект, а цены на газ в последние годы снижались из-за переизбытка предложения на мировом рынке. В отличие от нефти, коронавирус по газу послужил только одним из факторов снижения цен. Котировки находились на минимумах уже в самом начале текущего 2020 года.

Россия потратит большие деньги на реализацию «Силы Сибири-2», но если брать современные цены, то на полную окупаемость проекта уйдет продолжительное время, и это в перспективе может превратиться в проблему для данного проекта.

«По цене прогнозировать что-то сложно. Рынок углеводородов лихорадит в плане цен с 2008 года, но существует надежда на то, что после 2008-2009 годов многие инвестиционные газовые проекты были заморожены, остались только те, в которые были вложены большие деньги. Только они продолжали вступать в строй», - констатирует Перов.

В результате после 2020 года должна возникнуть проблема нехватки газа, которую сегодня смазал фактор «коронакризиса». Поэтому у российского газа отличные перспективы на мировом рынке, и он точно найдет своего покупателя.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 25.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики