Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Углеводородина возвращается

Углеводородина возвращается

Через 15 лет после начала программы по газификации «Газпром» наконец вспомнил о своих обязательствах

В начале лета 2020 года Владимир Путин поручил «Газпрому» и правительству обеспечить «поэтапное завершение газификации к 2024 году и 2030 году» без привлечения средств граждан. «Газпром» поддержал инициативу президента и предложил посвятить газификации отдельный национальный проект. Ранее с аналогичным предложением выступил депутат Госдумы от «Единой России» Олег Быков.

На программу до 2030 года понадобится около 2 трлн рублей, по предварительной оценке «Газпром межрегионгаза» и «Газпрома», которую приводит РБК. Вероятным источником финансирования может стать федеральный бюджет.

В спецпроекте «Углеводородина» «Новая газета» подробно разбирала причины провала программы по газификации России. Средний уровень газификации в России сейчас составляет около 70%, причем доступ к бытовому газу крайне неравномерно распределен среди регионов.

В Сибири газифицированы лишь 5,8% населенных пунктов, а на Дальнем Востоке — 15,8%.

Попытки газифицировать Россию наблюдаются с 2005 года, но обеспечить полное газоснабжение страны в удаленных населенных пунктах за отведенные на это 10 лет у «Газпрома» не получилось. Несмотря на то что Россия является лидером по добыче и экспорту газа, 30 млн граждан обогревают дома с помощью дров и угля.

В последнее время темпы газификации резко сократились: с 2011 по 2018 год прирост газификации регионов России составил всего 5%. По оценкам главы Счетной палаты Алексея Кудрина, за последние три года было выполнено только 15% от планов по газификации. Целевой показатель газификации до 2030 года составил 83% территории России, от запланированного изначально полного газоснабжения всей страны пришлось отказаться.

Сейчас ответственность за подключение домохозяйств к трубопроводу разделена между тремя административными уровнями. «Газпром» проводит магистральные газопроводы до населенных пунктов по заявкам от администраций регионов. Региональные власти прокладывают газораспределительные сети внутри населенных пунктов.

Муниципалитеты отвечают за «последнюю милю» — присоединение газопроводов к домам и установку внутридомового оборудования.

Но в реальности гражданам часто приходится подключаться к сетевому газу за свой счет.

Цена вопроса достигает нескольких сотен тысяч рублей за одно домовладение.

С начала нулевых «Газпром» инвестировал в газификацию домохозяйств 360 млрд рублей, а на строительство экспортных газопроводов «Сила Сибири», «Северный поток–2» и «Турецкий поток» потратил около 6 трлн рублей.

«Газификацией компания занималась в самой малой степени, — считает Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy. — Все деньги шли на строительство никому не нужных газопроводов. Так что неожиданное предложение заставить "Газпром" заниматься благотворительностью за свой счет — чистый популизм. Вероятно, недовольство публики заметили в руководстве страны, и у партии "Единая Россия" не нашлось более популярного лозунга для избирателей».

«Помимо приближающихся сентябрьских выборов, есть и другая причина, которая могла заставить "Газпром" обратить внимание на миллионы россиян, живущих без газа. В этому году экспортные цены на газ упали ниже себестоимости добычи, а объемы продаж "Газпрома" рекордно снизились. Тарифы для населения уже повышались из-за тяжелого положения госкомпании», — говорит Крутихин.

На этом фоне неожиданный интерес «Газпрома» к газификации может быть попыткой переориентироваться на внутренний рынок.

На Россию приходится более половины поставок госкомпании, причем они не облагаются экспортной пошлиной и не требуют расходов на транзит. Выходит, что на таком «экспортозамещении» «Газпром» может неплохо заработать.

«С учетом падения спроса на основных экспортных рынках и неустойчивости цен внутренний рынок и программы по газификации уже можно рассматривать не как социальную нагрузку "Газпрома" к его основным доходам, а как стратегическую задачу по расширению емкости внутреннего рынка. "Газпрому" должно быть интересно вкладываться в это, потому что затраты отчасти будут компенсироваться, а емкость внутреннего рынка расширится, он станет более стабильным и более устойчивым», — говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.

«Рентабельность этого проекта зависит от того, как будут распределены капитальные затраты. Из предложения "Единой России" стало понятно, что финансовая нагрузка как минимум не полностью ляжет на "Газпром". Эти траты предполагается компенсировать отчасти льготами по НДПИ, отчасти — за счет привлечения средств с помощью бессрочных облигаций», — говорит Калачев.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что полная газификация России за счет трубопроводного транспорта все равно невозможна. Обеспечение газом малонаселенных районов не окупится даже при наличии поблизости крупных газовых месторождений.

Но есть альтернатива — сжиженный природный газ (СПГ) и компримированный природный газ (КПГ). «Число деревень и мелких населенных пунктов неуклонно снижается, идет депопуляция многих районов России, и проводить в деревню с тремя старушками газовую трубу не имеет никакого смысла, — говорит Крутихин. — Будет намного проще ввозить сжиженный природный газ, как это делается во многих других странах».

Какой бы подход ни был выбран, газификация не должна происходить за счет российских потребителей, доходы которых не растут уже несколько лет.

Если же за решение проблемы наконец возьмется правительство, то от ситуации в перспективе должны выиграть все стороны. "Газпром" — госкомпания, поэтому пусть выполняет государственные задачи не только на внешних рынках, но и на внутреннем», — говорит Калачев.

Источник: Новая газета, 25.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики