Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост пошлин Белоруссии на экспорт нефтепродуктов завязан на процессах в ЕАЭС

Рост пошлин Белоруссии на экспорт нефтепродуктов завязан на процессах в ЕАЭС

Белоруссия устанавливает новые экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты синхронно с государствами-членами Евразийского экономического союза, рассказал в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков.

Белоруссия повысит экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Нововведение начнет действовать с 1 сентября 2020 года. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета министров Белоруссии от 27 августа №503, которое опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.

С сентября новая ставка экспортной пошлины на сырую нефть составит $47,5 за тонну. Прежний показатель был на уровне $46,9 за тонну. Пошлина на прямогонный бензин повышена с $25,7 до $26,1 за тонну.

Также изменится пошлина на товарные бензины, легкие и средние дистилляты с $14 до $14,2 за тонну. Идентичный тариф установлен в отношении дизельного топлива, бензола, толуола, ксилолов, смазочных и прочих масел.

Постановление Совета министров Белоруссии, предполагающее увеличение тарифов, объясняет ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, не содержит каких-то скрытых нюансов.

«Не стоит воспринимать повышение пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, как коварное действие белорусской стороны. Изменение тарифов в реальности происходит практически в автоматическом режиме.

Иными словами, повышение – это не единоличное решение белорусских властей, а практически коллективное. То есть тарифы вырастут во всех государствах, состоящих в Евразийском экономическом союзе», - прокомментировал эксперт.

Ранее ставки вывозных таможенных пошлин Белоруссии в отношении сырой нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, в сторону увеличения изменялись 1 августа 2020 года.

Единый рынок энергоресурсов ЕАЭС

В рамках Договора о ЕАЭС государствами-членами интеграционного объединения, напомнил эксперт, предусматривалось создание общего электроэнергетического рынка, а именно общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов к 2025 году. В связи с тем, что Российская Федерация является одним из крупнейших в мире экспортеров энергоносителей, решение поставленных задач зависит от эффективности ее внешней энергетической стратегии на евразийском пространстве.

Россия сохраняет преобладание во взаимной торговле в ЕАЭС, в том числе и в торговле энергоносителями. Однако изменение конъюнктуры на мировом рынке нефти, связанное с пандемией коронавирусной инфекции, неблагоприятно отражается на экономической ситуации в России и интеграционных процессах в ЕАЭС.

Несмотря на это, развитие внешнеэкономических связей со странами Евразийского экономического союза в связи с перспективами развития имеет безусловный приоритет для государств-членов интеграционного объединения, а в особенности для России.

Поэтому Белоруссия, объясняет Игорь Юшков, фактически гармонизирует вывозные пошлины с Российской Федерацией, из которой получает нефть для своих нефтеперерабатывающих предприятий и экспорта. В России же экспортная пошлина на сырую нефть с 1 августа 2020 года также составляет $46,9 за тонну.

«Процедура изменения пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, синхронизирована как с Российской Федерацией, так и с другими государствами-членами интеграционного объединения.

Изменения происходят по причине того, что экспортная пошлина высчитывается по формуле, предполагающей оценку средней стоимости нефти и нефтепродуктов на мировых рынках за предыдущий месяц», - объясняет собеседник агентства.

Отметим, что формирование единого энергетического рынка ЕАЭС во многом будет зависеть от внешних факторов в виде нестабильности на мировом рынке нефти, роста региональных и глобальных рисков, а также от темпов реализации политики импортозамещения, эффективности промышленной политики и состояния инвестиционного климата.

«В предыдущем месяце аналитики отмечали рост цены на нефть – она изменилась с $40 до $45 за баррель. В итоге мы видим следствие повышения стоимости нефти на мировом рынке в виде изменения экспортных пошлин. То есть чем дороже энергоресурс, тем выше экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Можно сказать, что государства через изменение указанных тарифов снимают сливки от подорожания энергоресурса и направляют в федеральные бюджеты. Это один из примеров получения государством так называемой природной ренты в процессе роста цен за предыдущий период, то есть за август 2020 года», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 30.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики