Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Гадалка" сломалась. Польша зря надеется, что "Севпоток–2" повторит судьбу "Южного потока"

"Гадалка" сломалась. Польша зря надеется, что "Севпоток–2" повторит судьбу "Южного потока"

Поляки уповают на прецедент с "Южным потоком", надеясь, что такое же будущее ждет "Северный поток–2", и Европейская комиссия его все же запретит. Эксперт по энергетике Игорь Юшков объяснил, почему такие надежды безосновательны.

В материале Польского радио (Polskie Radio) заявили, что ситуация с блокировкой Еврокомиссией (ЕК) "Южного потока" прошла для Европы "более гладко", чем в случае с "Северным потоком–2", поскольку в этот раз страны-противницы проекта сталкиваются с сильными возражениями со стороны, например, Германии.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков заметил в комментарии Baltnews, что подобное сравнение ситуаций вокруг газопроводов совершенно необоснованно.

"Это попросту фактическая ошибка. На самом деле все не так было. Еврокомиссия не решает вопросы строительства. Ее критика "Южного потока" никак на него не повлияла, он продолжал реализовываться. Проект не был построен потому, что Болгария, как национальное государство, просто аннулировала разрешение на строительство проекта на своей территории. Еврокомиссия не имеет права диктовать государствам, можно ли что-то строить или нельзя", – заметил Юшков.

Эксперт напомнил, что ЕК регулирует правила использования готовой инфраструктуры. Поэтому ее слова о том, что "Южный поток" не соответствует нормам Третьего энергопакета, не привели к отказу от его строительства.

"Он не был построен после того, как в Болгарию приехала группа американских сенаторов во главе с ныне покойным [сенатором Джоном] Маккейном. И она какими-то угрозами заставила болгарское руководство забрать разрешение на строительство в своей акватории и на сухопутной части. После этого трубу негде было прокладывать, она бы дошла до акватории Болгарии, и все. Поэтому "Южный поток" и не был реализован. Европейская комиссия никакого отношения к этому не имеет. Да, они критиковали, были прямые заявления со стороны Брюсселя, буквально цитата: "Мы заставим Болгарию изменить свою позицию". Но в итоге заставили болгаров изменить позицию не европейцы, не Брюссель, а Вашингтон", – резюмировал эксперт, добавив, что фактически София отказалась от сверхвыгодного предложения.

Ранее в материале Польского радио автор Александр Потихо привел мнение аналитика в области энергетики и главного редактора портала BiznesAlert.pl Войцеха Якубика, который сравнил позицию Европейской комиссии относительно российских газовых проектов.

"Кроме того, Еврокомиссия поддерживает позицию, согласно которой проект ["Северный поток–2"] не находится в сфере интересов государств-членов ЕС, ведь он не уменьшит, а только увеличит зависимость Европы от российского газа. К сожалению, это все, что на сегодняшний день может сделать Еврокомиссия, потому что экономический спор между странами-членами ЕС ограничивает ее действия. В итоге сильный может позволить себе больше, чем другие. Напомню, что строительство "Южного потока", который должен был проходить через территорию Болгарии, был заблокирован Еврокомиссией, и подобных проблем с этим не возникло", – сказал Якубик.

Источник: Baltnews.ee, 31.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики