Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правильная формула

Правильная формула

Никакого изменения формулы цены на газ для Украины, чего до сих пор добивается ее руководство, не будет. По крайней мере, именно об этом совершенно определенно заявил во вторник вице-премьер Игорь Сечин. Сечин подчеркнул: скидка в 30%, которой удалось добиться Украине месяц назад, представляет собой уступку российского правительства, а не газовой монополии. Что касается снижения цен на газ для конечных потребителей, то они возможны, но только не за счет Газпрома.

Сказал как отрезал

Во вторник вице-премьер Игорь Сечин заявил о том, что Россия считает нецелесообразным изменение ныне действующей формулы цены на газ для Украины.

«Россия считает нецелесообразным изменение формулы цены на газ для Украины, − цитирует Сечина «Интерфакс». − Но Украина получила льготы не от Газпрома, а от правительства. У Газпрома есть действующий контракт. Он был подписан на 10 лет. И этот контракт соответствует всем контрактам, принятым на мировом рынке. Это Газпром не будет заменять, не понимая, зачем ему это нужно».

В самом деле, пресловутая скидка в 30% представляет собой не изменения в контракте, а освобождение поставляемого на Украину газа от таможенной пошлины. При контрактной цене на газ ниже 333,33 доллара за тысячу кубометров размер пошлины будет равен нулю. Если же цена окажется равной или большей, чем эта цифра, то пошлина станет определяться как разность 30% контрактной цены и суммы в 100 долларов.

Через две недели премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Украина будет добиваться изменения формулы цены на российский газ, мотивировав это тем, что последняя привязана к цене на нефть, а та постоянно дорожает. Однако нынешние слова Сечина, похоже, ставят крест на намерениях новой украинской власти изменить нынешний статус-кво в газовых контрактах.

«Это давно известный факт, что Газпром не идет на снижение цен, − комментирует глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. − В Украину газ поставляется по такой же цене, как и в Германию. Надеюсь, что Газпром и в дальнейшем не пойдет на изменение формулы цены».

В форме совместного предприятия

Также во вторник Игорь Сечин коснулся темы возможного объединения активов Газпрома и Нафтогаза, заявив, что это может произойти в форме создания СП. Газпром и Нафтогаз обсуждают разные варианты. Одним из вариантов может стать создание СП с последующей на втором этапе возможностью дополнительной интеграции», − сказал вице-премьер российского правительства.

Сечин особо подчеркнул, что Газпром и Нафтогаз могут решить сразу несколько задач при своем слиянии. «Рынок Украины для Газпрома сам по себе очень интересен. Газпром заинтересован в выходе на этот внутренний рынок. Это его цель», − заявил Сечин, добавив, что целью Нафтогаза является стабилизация поставок на внутренний рынок. «Думаю, стороны найдут взаимовыгодное для всех решение», − резюмирует российский вице-премьер.

Напомним, ранее президент Украины Виктор Янукович отмечал, что объединение Нафтогаза и Газпрома невозможно на равных условиях, как того хотела бы Украина, но в то же время Украина не согласна участвовать в подобном союзе и в роли миноритария.

Скидки не исключены

При этом Сечин намекнул, что цены на российский газ для иностранных потребителей, в том числе и для Украины, могут быть снижены за счет уменьшения наценок посредников.

«Между Газпромом и потребителями в любой точке есть огромное количество посредников, в том числе государств, есть налоги, есть акцизы, есть комиссии государственных компаний, − заявил Сечин. − И для потребителей газ продается по совершенно другой цене, не по той, по которой он поставляется Газпромом. Мне кажется, что это несправедливо, когда говорят, что Газпром должен в одностороннем порядке снижать цену газа. Есть разные возможности снижать цену, в том числе и за счет снижения комиссий посредников».

Автор: Александр Макаренко

Источник: Взгляд, 18.05.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики