Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Жесткий закон» Чубайса об углеродном налоге обернется убытками для России

«Жесткий закон» Чубайса об углеродном налоге обернется убытками для России

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович назвал резонансным призыв главы «Роснано» Анатолия Чубайса сформировать «нормальный жесткий» законопроект, предполагающий взимание платы за выбросы парниковых газов.

«Это очень неоднозначное решение. Я бы даже сказал, что у российских властей на самом деле даже нет четкого плана как действовать. И это, кстати, дает возможность Чубайсу такие делать заявления достаточно резонансные. Напомню, что Россия подписала Парижское соглашение даже без ратификации парламентом, а это очень неоднозначный договор», — сказал эксперт в беседе с «Политикой Сегодня».

РФ активизировала разработку законопроекта о регулировании выбросов CO₂ после того, как присоединилась к Парижскому климатическому соглашению осенью 2019 года, а также после решения Евросоюза ввести трансграничный налог для товаров с высоким углеродным следом.

Однако российский бизнес, в частности промышленники, возражали против документа и подписания соглашения по климату, напомнил Митрахович. Участники рынка понимали, что рано или поздно соглашение приведет к необходимости ввести плату либо за выбросы парниковых газов, например, при производстве товара, либо за углеродный след.

«Условно говоря, произвели, не обязательно даже нефть, газ или уголь, а металлургический товар, но при производстве этого металлургического товара были использованы природные ископаемые, в том числе необходимые для производства энергии. Значит, у металлургического изделия возникает углеродный след. Теоретически, если Парижское соглашение будет в дальнейшем реализовано, то надо будет платить дополнительно», — разъяснил эксперт.

Есть несколько вариантов дальнейшего развития событий — платить налог внутри РФ или при поставках на другие рынки, считает Митрахович. По его словам, России, как крупному экспортеру углеводородов, в том числе и металлов, нужно было адаптировать Парижское климатическое соглашение или убедить европейских партнеров смягчить условия.

«Интересно, Путин, как мне кажется, лично не является сторонником линии на то, чтобы глобально ограничить выбросы углекислого газа. Я думаю, Путину ближе другие вещи в сфере экологии: например, переработка мусора, но Путин все равно дал команду подписывать Парижское соглашение. Нужно все-таки адаптироваться и ждать того, что так или иначе придется с нашими партнерами обсуждать эти углеродные выбросы», — добавил эксперт.

Месяц назад Евросоюз объявил, что введет трансграничные углеродные налоги. Например, российские товары, которые поступают в ЕС, обложат дополнительным налогом. Россия, по мнению Митраховича, может потерять миллиарды долларов.

«Чубайс и его сторонники, поддерживающие введение налога, ухудшат конкурентоспособность компаний. Есть люди, которые за это выступают, это и Олег Дерипаска (основатель одного из ведущих производителей алюминия "Русал" - прим. ред.) является сторонником этого налога, потому что он считает, что если его алюминиевые компании используют гидроэнергию, алюминий будет чище, чем у китайцев, которые используют энергию угля», — объяснил эксперт.

Правительство РФ разрабатывало закон о выбросах около пяти лет, но документ до сих пор не утвердили, заметил Митрахович. Министерство экономического развития сначала прописало механизмы отчета по выбросам, а также планировало вставить углеродный налог.

Однако после обсуждений, учитывая позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, налог на выбросы убрали из законопроекта.

«Если мы введем такой налог внутри страны, нет гарантий, что все равно нас избавят от необходимости платить трансграничный налог при поставках нашей продукции, не только углеводородной, а в принципе любой, в Европейский союз. Посмотрим, что в итоге скажет высшее наше руководство», — подытожил Митрахович.

Позицию главы правления «Роснано» Анатолия Чубайса разделили практически все участники круглого стола «Деловой России» об углеродном регулировании, в том числе советник президента, специальный представитель по вопросам климата Руслан Эдельгериев и директор департамента госполитики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды Сергей Хрущев.

Автор: Андрей Рыдаль

Источник: ИА «Политика сегодня», 04.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики