Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономический кризис в Кувейте поменяет подход к рынку нефти

Экономический кризис в Кувейте поменяет подход к рынку нефти

Проблемы Кувейта демонстрируют стандартные сложности государств-производителей нефти, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Случай Кувейта показателен для всех нефтяных монархий

Коллапс энергетического рынка из-за «коронакризиса» создал огромные проблемы для стран-экспортеров нефти, включая Россию. Достаточно посмотреть на проблемы, с которыми столкнулась доходная часть российского федерального бюджета.

Только Россия является большой экономикой, поэтому успешно справляется с трудностями, а вот чистые экспортеры нефти поставлены перед вопросом не просто стабилизации расходов бюджета, а дальнейшего экономического выживания.

Через два месяца кувейтским властям будет нечем платить зарплату служащим и выплачивать социальные пособия, которые в данной стране превышают 2 тысячи долларов на каждую семью. В государственном секторе страны занято 80% трудящихся, поэтому в случае «дефолта» без средств к существованию останется большинство жителей этой монархии.

Дефицит бюджета Кувейта в текущем году составляет 46 млрд долларов, а средств Фонда национального благосостояния оказалось недостаточно для сведения финансирования текущих расходов. Единственным вариантом является увеличение государственного долга.

В Кувейте низкая диверсификация экономики, высокий уровень коррупции и обострившаяся борьба за власть – эмир находится в больнице, ему 91 год, а все правящее семейство включено в борьбу за порядок престолонаследия.

«Ситуация в Кувейте действительно показательная, причем в первую очередь для стран Персидского залива. Львиную часть доходов этих государств составляют производство и экспорт нефти», - констатирует Перов.

Бюджетная политика арабских государств не подразумевает бюджетного правила и цены отсечения, как в России, поэтому для них любой обвал на нефтяном рынке означает экстремальные проблемы с доходной частью государственного бюджета.

Тем более до «коронакризиса» в мире была непростая ситуация с ценами на нефть в 2014-2016 годах, когда спрос был нормальным, но котировки болтались на уровне в 20-40 долларов за баррель. Такие страны, как Кувейт, еще не успели переварить предыдущий кризис.

«В Кувейте и Саудовской Аравии бюджет сверстан под высокие цены на нефть, а продажа самого сырья дает главный бюджетный доход. Остальные отрасли экономики данных государств не играют большого значения», - заключает Перов.

Неслучайно, что после прихода к власти в Саудовской Аравии энергичного принца Салмана там сразу поставили вопрос о диверсификации национальной экономики и создании в ней несырьевых инновационных секторов.

«Кувейт является первой ласточкой, потому что существуют проблемы у Саудовской Аравии и других государств. Все они столкнулись с экономическим кризисом из-за того, что их доходы упали. Для арабских стран-производителей нефти характерна ситуация раздутых расходов, поскольку в них проводилась особая социальная политика», - резюмирует Перов.

Арабские государства, включая Кувейт, пытались построить аналог социализма с перераспределением нефтяных доходов гражданам.

«Мы сегодня видим сильный удар по арабскому нефтяному социализму», - констатирует Перов.

У углеводородов большое будущее

Подобные события являются угрозой не только финансовой стабильности конкретных государств, но и будущему нефти в мировой экономике. Появились оценки, что нестабильность нефтяного рынка и новые энергетические технологии снизят могущество арабских монархий, которые начиная с семидесятых годов стали фактором мировых экономики и политики.

Это видно и по картелю ОПЕК, который без помощи России больше не может влиять на мировой рынок нефти.

«Проблемы Кувейта – это сложности конкретной страны, а не всей мировой экономики. В Кувейте должны сами как-то преодолеть эти проблемы, сократить государственные расходы и диверсифицировать экономику», - заключает Перов.

Как полагает эксперт, не надо верить прогнозам, что эра нефти прошла и это сырье вместе с газом будет играть в мире меньшую роль.

«Прогнозы о том, что зеленая энергетика будет увеличивать свою долю в энергобалансах и вытеснит ископаемое топливо, не оправдались. Глобальное потребление нефти и газа продолжает расти», - резюмирует Перов.

Данный тренд не линейный, у него возникли проблемы еще в прошлом году в связи с переизбытком предложения газа, которые были усилены «коронакризисом», но он сохраняется. Спрос на нефть и газ никуда не уйдет, поэтому мир продолжит делать ставку на углеводороды.

До 2020 года спрос на нефть и газ в мире постоянно и стабильно рос, поэтому мы вернемся к этому процессу в 2021 году.

«Вся статистика указывает на рост энергопотребления в мире, а зеленая энергетика не в состоянии удовлетворить растущий спрос, который постоянно демонстрирует мировая экономика. Она также скоро вернется к росту», - констатирует Перов.

Ничего страшного в мире не произойдет, пусть и цена в 140 долларов за баррель, которая была на пике 2008 года, вряд ли повторится. Спрос на углеводороды будет, и он обеспечит стабильное развитие мировой энергетики.

«Цены на нефть выше 100 долларов за баррель были скорее случайностью, чем нормой. Они были вызваны излишней ликвидностью на рынке, а не реальным балансом спроса и предложения», - заключает Перов.

Никакая водородная энергетика, о которой говорят на протяжении текущего года, не сумеет вытеснить нефть и газ из мировой экономики.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 06.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики