Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нападки на "Северный поток-2" - это не про политику, это конкуренция

Нападки на "Северный поток-2" - это не про политику, это конкуренция

В связи с ситуацией с так называемым отравлением Алексея Навального, который сейчас находится в немецкой клинике, возобновились разговоры вокруг строительства газопровода "Северный поток-2". Санкциями по нему России в этот раз не пригрозил только, пожалуй, ленивый.

Хотелось бы понять, на самом деле для России это НАСТОЛЬКО важный объект? Чем для нас чревата его заморозка?

На эти вопросы корреспонденту "Правды.Ру" ответил Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Есть мнение, что Европа в большей мере, чем Россия заинтересована в "Северном потоке-2". Почему? Чем для стран Европы чреват отказ от строительства? Насколько это вообще реально "из-за Навального"?

- Я думаю, что здесь, конечно, ситуация малоприятная. Потому что у сторонников введения санкций, запрещающих строить "Северный поток-2", теперь появляются дополнительные аргументы.

Напомню, ранее все ограничения, которые касаются "Северного потока-2" и стадий строительства, вводились только Соединёнными Штатами.

Со стороны стран Евросоюза абсолютно никаких ограничений нет и не было.

Более того, Дания расширила своё разрешение на строительство, позволив еще и трубоукладочной барже "Фортуна" работать.

И теперь те, кто выступал за более жёсткую позицию, за запрет на строительство в Европе, получают дополнительный козырь.

Но здесь ни Германия, ни Россия вариант заморозки проекта не обсуждают. Потому что его обсуждать — означает признать политизированность "Северного потока-2" .

  • А с самого начала и "Газпром", и Германия, и все остальные участники говорили, что это чисто экономический проект, в котором нет и быть не может политики.

На сегодня Россия и Германия по-прежнему остаются в рамках экономического проекта, поэтому вводить санкции, его запрещая, нельзя. И немцы прекрасно понимают и все остальные европейцы, что Россия руководствуется практикой "глаз за глаз, зуб за зуб": 

  • Если против нас вводят санкции, мы определённый ответ даём.

То есть Россия по отношению к Евросоюзу тоже в случае чего какие-то санкции применит. И вот этого уже, конечно, никому там не хочется.

- Хотелось бы понять, на самом деле для России это настолько важный объект? Чем для нас чревата его заморозка?

- Сиюминутно это ничему не угрожает. Потому что есть у России пятилетний контракт с Украиной на транзит, где в 2020 году мы обязаны прокачать 65 миллиардов кубов, в следующие четыре года — по 40 миллиардов кубов. И в условиях, когда европейцы сократили потребление газа, в принципе, были тёплые зимы, целый комплекс проблем, которые привели к сокращению потребления газа в Европе.

Вот это всё позволяет России обойтись пока без "Северного потока-2".

Но что будет через год-два?

Если в Европе восстановится объём потребления газа и нужны будут дополнительные объёмы, а Россия, например, не захочет качать больше 40 миллиардов кубов через Украину, потому что там высокий тариф?

И главное: а что будет через четыре года, когда транзитный договор через Украину закончится?

Американцы открыто говорят о том, что они противодействуют "Северному потоку-2" только для того, что пропихнуть в Европу свой СПГ, с его "молекулами свободы". И немцы это прекрасно понимают.

Не исключу: может быть такое, что даже никто не будет дожидаться окончания транзитного контракта с Украиной, и США под каким-то мотивом — да из-за того же Навального — скажут: "Давайте, украинцы, принимайте санкции против России и прекращайте транзит". 

Логика проста — затереть Россию на украинском транзите, а потом его либо сократить, либо перекрыть. И таким образом создать дефицит газа в Европе — цены поднимутся и туда можно будет продавать свой СПГ рентабельно.

  • Поэтому немцы прекрасно понимают, что платить за всю эту историю будут они — и Германия, и Европа в целом. Поэтому сопротивляются.

Не то чтобы они российский проект защищают, а они защищают право покупать газ по низким ценам. Американцы у них это право хотят отобрать, убрать конкурентов, продавать свой СПГ дорого.

Вот за это идёт битва, а не за дружбу или не дружбу с Россией.

Источник: Pravda.ru, 08.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики