Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польская альтернатива «Северному потоку – 2» оставит Европу без газа

Польская альтернатива «Северному потоку – 2» оставит Европу без газа

Польша сделала неожиданное предложение Германии – заменить «Северный поток – 2» на газопровод Baltic Pipe. Это было подано как дружеский жест ради европейской солидарности и энергетической безопасности ЕС. Однако польская инициатива на самом деле таит угрозу для Европы, считают эксперты.

Варшава сделала Германии удивительное предложение – использовать вместо «Северного потока – 2» строящийся газопровод Baltic Pipe. Об этом сообщил пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер.

По его словам, Польша всегда говорила, что когда идет речь об энергетической безопасности, европейская солидарность должна быть однозначной. «Поэтому, если такие потребности с немецкой стороны будут заявлены, то Польша открыта, чтобы использовать инфраструктуру, которую сама строит для своей энергетической безопасности. Сложно не смотреть с беспокойством на такие инициативы, как «Северный поток – 2», которые противоречат идее солидарности и энергетической безопасности», – заявил Мюллер.

Между тем более странного предложения сложно себе придумать. «Ничего общего ни по каким параметрам у этих газопроводов нет. Общее у них только то, что и тот и другой проект – газопроводы», – говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-первых, мощность Baltic Pipe почти в шесть раз меньше мощности «Северного потока – 2». По польской трубе можно будет прокачивать 10 млрд кубометров газа в год, тогда как по российской – все 55 млрд кубометров голубого топлива. Во-вторых, ресурсная база Baltic Pipe серьезно ограничена. В эту трубу будет поступать норвежский газ, а его добыча в Норвегии будет сокращаться. Новых объемов голубого топлива норвежцы просто не в состоянии предоставить ни Польше, ни в целом Европе. Тогда как ресурсная база у «Северного потока – 2» вне каких-либо сомнений – у России газа достаточно на десятилетия вперед, и при необходимости Газпром всегда может нарастить добычу. 

«У российского газопровода нет никаких ограничений в плане ресурсной базы, в отличие от Baltic Pipe. В Норвегии добыча газа уже не растет, а к 2022 году, возможно, упадет», – говорит Юшков

Есть еще одна особенность газопровода из Норвегии, который поляки пророчат на замену «Северного потока – 2». «Многие думают, что по Baltic Pipe пойдет новый газ. Но это не так. По нему пойдет все тот же газ, который сейчас идет в страны Западной Европы из Норвегии – в Германию, Великобританию и Нидерланды. Чтобы заполнить трубу, полякам придется, по сути, перекупать газ у западноевропейских стран. Видимо, Польша будет платить за него больше», – говорит эксперт ФНЭБ. Польша намерена сама добывать газ на норвежском шельфе, но там речь идет о небольших объемах – около 1 млрд кубов к 2022 году.

Еще одна странность польского предложения Германии состоит в том, что Польша строит Baltic Pipe для того, чтобы полностью отказаться от российского газа в пользу норвежского трубопроводного топлива. Поляки как раз покупают у Газпрома примерно столько же, сколько собираются качать по Baltic Pipe. Варшава давно уже уверяет, что продлевать контракт с Газпромом после 2022 года не собирается, поэтому, собственно, и строит свой газопровод из Норвегии.

Получается, что Варшава хочет перепродавать норвежский газ Германии и зарабатывать на этом как посредник, а сама продолжит покупать дешевый российский газ, продлив контракт с Газпромом? Это очень странная «европейская солидарность».

В предложении поделиться с Германией норвежским газом из Baltic Pipe Варшава находит некую европейскую солидарность по обеспечению энергетической безопасности. Но ведь поляки сами забирают 10 млрд кубометров норвежского газа у Западной Европы для собственных нужд, чтобы избавиться от российского газа.

«На самом деле, Baltic Pipe – это разрушительная история на европейском газовом рынке. Потому что поляки, по сути, отбирают норвежский газ у Западной Европы, у своих соседей, лишь бы не покупать у России. Солидарность – это когда одиночка соглашается с мнением большинства. В этом плане это Польша должна присоединиться к европейским странам, которые реализуют «Северный поток – 2» и будут получать из него газ, потому что их много. Польша должна поддержать мнение Австрии, Италии, Франции, Германии, которые поддерживают «Северный поток – 2». Вот это будет похоже на проявление солидарности со стороны Польши ради обеспечения энергетический безопасности», – считает Игорь Юшков.

«Северный поток – 2» на самом деле строится не для снабжения газом Германии. Последняя получает столько российского газа, сколько ей необходимо через другие трубы: «Северный поток – 1» и «Ямал–Европа». История же второго «Северного потока» – это история про надежные поставки российского газа транзитом через Германию и Чехию в австрийский газовый хаб Баумгартен. И здесь этот газ традиционно распределяется разным покупателям. То есть по «Северному потоку – 2» газ в больших объемах получат многие европейские страны, тогда как у польского газопровода получатель один – сама Варшава.

 

«Как ни крути, Варшава предлагает Германии и Европе издевательский вариант. По сути, она говорит отказаться от дешевого и доступного российского газа. Это соответственно повысит цены на топливо, и в итоге бенефициарами станут поставщики СПГ из США», – заключает Игорь Юшков.

 

Если предположить модель, при которой «Северный поток – 2» так и не будет построен, то это как раз создает реальную угрозу энергетической безопасности Евросоюза. Потому что поставки транзитом через украинскую газотранспортную систему станут безальтернативными. А это значит, что убрав Украину из этой схемы, недоброжелатели уберут и российский газ с европейского рынка. Главными бенефициарами станут США, так как цены на газ в ЕС резко вырастут, что сделает поставки СПГ из-за океана рентабельными. Способов «убрать» Украину существует много, начиная от санкций и заканчивая подрывом украинской ГТС.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 09.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики