Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик объяснил, как авария на ГТС Украины скажется на "СП-2"

Аналитик объяснил, как авария на ГТС Украины скажется на "СП-2"

Разгерметизация газопровода на украинской территории сыграет на руку таким обходным проектам, как "Северный поток – 2" и "Турецкий поток", уверен аналитик Станислав Митрахович.

Сильный выброс газа произошел в Киевской области. Разгерметизация случилась на участке Уренгой – Помары – Ужгород, через который проходит транзит энергоресурса в Европу. По словам очевидцев, авария случилась после полуночи по местному времени. Утечку удалось ликвидировать.

Сотрудники украинского МВД возбудили уголовное дело по факту разгерметизации газопровода. Полиция на месте происшествия оцепила участок для охраны места аварии.

Бесполезные инвестиции

Украинская газотранспортная система (ГТС) сильно изношена и давно нуждается в ремонте, подчеркнул эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". Остается неизвестным, кто согласится вкладываться в этот проект, когда нет гарантий на долгосрочные перспективы.

"Если загрузка в лучшие времена, в конце нулевых годов, была больше 110 млрд кубометров газа в год, то в прошлом году была в районе 80-90. В текущем году запланировано 60 млрд кубов по новому договору. В следующем будет вообще 40 млрд. Соответственно, где гарантии, что дальше будет загрузка, через 10 лет?" – уточнил собеседник ПЭ.

Инвестиции в украинскую ГТС точно не смогут окупиться после завершения проекта "Северный поток – 2". У Киева остается только вариант выделять отдельные части газопровода, которые останутся востребованы, и их финансировать.

"А остальные – изолировать или, может быть, даже резать на металлолом. Должна быть какая-то программа развития, а поскольку такого долгосрочного проекта нет, то особенно деньги и не вкладываются", – добавил аналитик.

Украина всегда заявляла, что ГТС находится в неплохом техническом состоянии. Авария лишь подчеркнула плачевность положения. Серьезные ремонтные работы были запланированы еще 10 лет назад при бывшем премьер-министре страны Николае Азарове, которые так и не провели. Особых изменений в ГТС с тех пор не произошло.

Дополнительные траты

Теперь Украине придется потратить средства на ремонт изношенного участка и на выгоревший газ. Потеряет деньги оператор газотранспортной системы страны. Интересно, что после прошедшего в прошлом году анбалдинга, реорганизации и разделения "Нафтогаза", появилась отдельная компания "Магистральные газопроводы Украины":

"Там есть ответственный за это человек – Сергей Макогон, и он должен этим заниматься. Но на самом деле и "Нафтогаз" тоже, потому что так прошла процедура анбалдинга, эта труба до сих пор зависит".

Контракт на поставку газа у "Газпрома" подписан не с "Магистральными газопроводами Украины". Он заключен напрямую с "Нафтогазом", что делает компанию агентом или посредником между двумя организациями.

"Господин Макагон должен будет эти деньги каким-то образом возмещать, видимо, из своих собственных ресурсов, которые у него есть как у украинского чиновника", – отметил эксперт.

К "Нафтогазу" будут советующие иски, возможно, даже от "Магистральных газопроводов Украины". В таком случае компании придется заплатить и за эти требования, заявил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

Авария лишний раз доказала, что полного доверия к украинской ГТС у партнеров быть не может. По-хорошему, это еще один аргумент в пользу проектов типа "Северный поток – 2" и "Турецкий поток".

"Я думаю, конечно, что отдельно взятый факт на Украине не перебьет отношение к "СП-2", но тем не менее это работает на нашу страну с точки зрения пропаганды в хорошем смысле слова", – заключил Станислав Митрахович.

Ранее Украина полностью перешла на реверс газа из России и не станет системно закупать сжиженный природный газ (СПГ) из США. Одной из причин является отсутствие подходящей инфраструктуры.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: Politexpert.net, 15.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики