Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НДПИ подтянет за собой цены и тарифы

НДПИ подтянет за собой цены и тарифы

К каким последствиям приведет повышение налогов для металлургов и химиков

Рост цен на продукты и тарифов ЖКХ, сокращение рабочих мест — такими будут последствия повышения налогов для предприятий металлургической и химической промышленности, по оценкам игроков рынка. В распоряжении “Ъ FM” оказались письма профильных ассоциаций премьер-министру Михаилу Мишустину и первому зампреду правительства Андрею Белоусову. Бизнес просит чиновников отказаться от идеи увеличения фискальной нагрузки. В среду Мишустин анонсировал повышение налога на добычу полезных ископаемых, которое коснется производителей удобрений и металлов. Ранее “Ъ” сообщал, что сборы вырастут в 3,5 раза, причем уже со следующего года. Какие аргументы приводит бизнес против такой меры? И услышат ли их власти? Разбирались Григорий Колганов и Юлия Репринцева. 

Правительство, судя по публикации “Ъ”, придумало некий «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ. Но бизнес считает это прямым повышением налога в 3,5 раза. Письма Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации предприятий черной металлургии «Русская сталь» и Российской ассоциации производителей удобрений на удивление похожи по содержанию: мера увеличит издержки бизнеса и вызовет спад его инвестиционной активности, при этом никаких фундаментальных оснований для повышения налогов власти не представили.

Аргументы кажутся убедительными доктору экономических наук Владимиру Рудашевскому: «Повысив НДПИ, власть запускают кампанию снижения инвестиционных планов как раз на тот самый уровень, на какой увеличен НДПИ. Они снизят свои инвестиционные программы. Не такое уж тяжелое положение в бюджете, я думаю, это делается на всякий случай: пополним бюджет сегодня, а завтра или послезавтра уж что-нибудь там придумаем».

Для одних только производителей удобрений, уточняют авторы письма, налог на добычу полезных ископаемых может увеличиться на 6 млрд руб. И сокращение инвестиций — не единственная проблема. Бизнес также предупреждает, что вынужден будет уменьшать капзатраты, что приведет к снижению конкурентоспособности их продукции и, как следствие, срыву нацпроектов «Экология» и «Экспорт». Кроме того, не исключены и тяжелые последствия в виде увеличения стоимости товаров и продуктов, которые растут на отечественных удобрениях, и даже, что совсем печально, увольнений.

Но неужели рост фискальной нагрузки вызовет катастрофу? Ведь, по оценкам аналитиков, доля НДПИ в выручке, например, горнорудных компаний сейчас менее 5%. Вот и начальник управления торговых операций «Фридом Финанс» Георгий Ващенко подсчитал, что новая мера на колени бизнес не поставит: «Там затраты вряд ли будут сокращены. По никелю я немного прикинул, в принципе ему ничего сокращать не придется, у него максимальные потери прибыли порядка 5%. Тут никакого сильного негативного эффекта нет. Даже если предполагать какой-то худший сценарий, просто налог вырастет в 3 раза. Наверное, порядка, $4-5 млрд из металлургической отрасли в виде дополнительных налогов планируется добыть.

Серьезных катастрофических последствий для отрасли мы не ожидаем. Химики в схожей примерно ситуации — высокая рентабельность при минимуме каких-то локальных затрат на добычу».

Потрясти карманы металлургов и химиков — идея не новая. Ее выдвигал еще пару лет назад нынешний первый вице-премьер, а тогда помощник президента Андрей Белоусов. Логика простая: у экспортеров из-за девальвации рубля образовалась сверхприбыль, надо бы поделиться. В то время бизнесу удалось отбиться.

В среду ни один крупный игрок рынка и даже профильные ассоциации не согласились обсуждать с “Ъ FM” идею правительства. Может быть, отходят от шока? Или готовят к запуску мощную лоббистскую машину, чтобы, как и в прошлый раз, минимизировать свои потери? Вряд ли у них что-то получится, полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, причем карту социальной нестабильности лучше даже не разыгрывать: «Попытки, безусловно, будут, но сейчас позиция Минфина для Владимира Путина является перевешивающей. А позиция заключается в том, что денег нет, надо срочно собирать их там, где они еще есть. Поэтому можно писать ему письма, задействовать РСПП, кулуарно встречаться. Но настроение Путина читается достаточно очевидно. Здесь разыгрывать карту социального недовольства вряд ли получится. Власть попытается объяснить, что истории с “новыми Пикалево” будут категорически пресекаться.

У металлургических компаний есть собственники, я думаю, что власть попытается объяснить, что прежде всего деньги должны вносить они».

В своих письмах бизнес первым делом напоминает о том, что Владимир Путин ранее обещал не увеличивать фискальную нагрузку в ближайшие шесть лет. Мол, как же так — здесь прямое повышение налога. “Ъ FM” спросил об этом пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Ответ, если вкратце, был таким: есть обещания, а есть реальная экономическая ситуация.

Повышение НДПИ — не единственный инструмент «мобилизации бюджетных доходов», как называет эти инициативы Минфин. В планах правительства пересмотреть льготы для нефтяников, увеличить внешние заимствования и увеличить табачные акцизы. Последняя мера, по оценкам игроков рынка, приведет к подорожанию пачки сигарет в среднем на 20 руб.

Автор: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 17.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики