Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пакистан не будет платить за потери туркменского газа в Афганистане

Пакистан не будет платить за потери туркменского газа в Афганистане

С проектом газопровода ТАПИ (Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия) хорошо только в Туркмении. Там завершаются работы. А вот в Афганистане с начала сентября лишь приступили к выбору участков земли под магистраль, старт строительства которой дали еще в конце 2015 года. Исламабад, тем временем, передумал брать на себя потери газа при его транзите через афганскую территорию и, как и Дели, хочет изменить формулу цены на газ.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов провел телефонные переговоры с президентом Пакистана Арифом Алви и выразил надежду на скорое начало строительства газопровода ТАПИ, сообщает правительственная газета «Нейтральный Туркменистан».

Издание уточнило, что строительство туркменского участка подходит к концу. Однако на него приходится лишь 200 километров трассы газопровода, общая протяженность которого должна составить 1814 километров. Афганский участок является одним из самых протяженных, 735 километров, и ясности с ним нет до сих пор. С одной стороны, не определены источники финансирования. С другой, только 31 августа TAPI pipeline project LTD и министерства шахт и нефти и городского развития и границ Афганистана подписали меморандум о выкупе земли под трассу газопровода. Директор TAPI pipeline project LTD Мохаммад Мурад Аманов заявил, что строительство планируют начать в 2021 году, сообщает агентство Khaama Press.

Тем временем пакистанская The Nation пишет со ссылкой на источники, что у Исламабада накопились претензии к действующему соглашению о строительстве газопровода и власти страны намерены изменить ключевые положения документа. 

Главные из них — точка сдачи и цена газа. «Пакистан настаивает на том, чтобы изменить точку сдачи туркменского газа и пересмотреть цены на газ. По существующему соглашению, подписанному предыдущим правительством, Туркмения будет сдавать газ Пакистану на туркмено-афганской границе, и Исламабад возьмет на себя все убытки в случае потерь газа на афганской территории. Нынешнее правительство требует изменить это положение, чтобы не нести ответственности за потери в Афганистане, а только — внутри собственных границ», — пишет The Nation. Также в издании сообщают, что в Пакистане уже создали правительственный комитет по ведению переговоров об изменении формулы цены на газ, который будут поставлять по ТАПИ. Только после согласования новой цены Исламабад планирует начать работы в стране.

Впрочем, и в самом Пакистане не все в порядке со строительством собственного участка ТАПИ. Как сообщало EADaily, для перехода страны на газ пакистанское правительство еще в 2011 году ввело налог на развитие газотранспортной инфраструктуры (GIDC). Собранные средства должны использовать на строительство газопроводов Иран-Пакистан (IP), Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (TAPI), терминалов СПГ и вспомогательной инфраструктуры. Пакистанская промышленность, однако, не спешила платить налог и летом 2020 года задолженность по его выплате составила 417 млрд пакистанских рупий ($ 2,46 млрд). В августе Верховный суд Пакистана удовлетворил иск правительства взыскать с промышленных предприятий $ 2,46 млрд, однако перспективы сбора денег пока не ясны.

Без новых цен на газ не видят смысла продолжать проект и в Индии. Еще прошлой осенью индийское The Economic Times сообщало, что Индия может отказаться от газопровода, который покроет 30−35% потребностей страны в природном газе. Издание отмечало, что контрактная цена на газ составляет $ 10 за MMBTU ($ 350 за тысячу кубометров), что в нынешних условиях дешевого голубого топлива слишком высокая цена. Высокопоставленный чиновник из министерства заметил по поводу охлаждения Дели к проекту: «Одна из причин — высокая цена. Туркменский газ более чем вдвое дороже американского СПГ». Индийские аналитики считают, что Индию заинтересует только цена в $ 4 за MMBTU (чуть более $ 140 за тысячу кубометров) в течение всех 30 лет действия контракта. Тогда страна сможет экономить на энергоресурсах $ 3 млрд в год. 

Планируется, что Пакистан и Индия будут получать по 14 млрд кубометров в год, а Афганистан — 5 млрд. Однако, писало индийское деловое издание, Кабул согласился пока только на 735 млн кубометров, и есть опасения, что разницу придется выкупать Индии.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что, несмотря на новую позицию Исламабада и Дели, перспективы у ТАПИ есть. «Но их не реализуют, пока не решат проблемы безопасности в регионе. А с этим дела обстоят неважно», — считает эксперт.

Источник: EADaily, 21.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики