Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-кактус в горле. Европе легче "проштрафиться", чем покупать газ у США

СПГ-кактус в горле. Европе легче "проштрафиться", чем покупать газ у США

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал, в чем заключается причина падения поставок американского СПГ в Европу.

Условия покупки американского сжиженного природного газа (СПГ) для европейцев изначально были невыгодны, уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

"Суть закупок американского СПГ в том, что европейская фирма, у которой есть контракт с американским терминалом, на выходе получает газ, за который она уже заплатила больше, чем сможет получить в Европе, продав его. Но у фирм был контракт, поэтому возникла ситуация, когда "мышки плакали", но продолжали есть этот "сжиженный кактус", так как деваться им было некуда", – рассказал Симонов порталу Baltnews.

По словам эксперта, основная проблема заключается в том, что многие американские СПГ-терминалы продают газ по так называемой толлинговой схеме.

"Это означает, что европейская компания покупает у американцев не газ, а мощности на терминале. То есть просто оплачивает операцию сжижения. А дальше получает газ по формуле: стоимость американского рынка плюс транспортировка до терминала плюс стоимость сжижения. Эту фиксированную цену компания платит, получает газ, а дальше что хочет, то и делает", – объяснил энергетик.

Он подчеркнул, что таким образом цена на терминале в США уже оказывается существенно выше, чем себестоимость газа и цена в Европе.

"Тем не менее газ все равно приходил. Почему? На это была масса причин – теплая зима, переполненные хранилища из-за ожидавшегося конфликта России и Украины, который не состоялся, а газ под него уже закупили, провал в экономике. Все это привело к тому, что спрос на газ упал и вместе с ним на хабах упали цены", – добавил Симонов.

Глава ФНЭБ напомнил, что весной этого года цены доходили до 30–40 долларов за тысячу кубов, что просто смешно. Однако летом цифры упали до такого уровня, что европейским компаниям стало выгоднее платить штраф, чем покупать американский СПГ.

"Контракт предполагает, что покупатель условно в 2020 году возьмет определенный объем газа по определенной формуле цены. Если компания этот газ не берет, то платит штраф. И долгое время сумма штрафа превышала убытки от транспортировки газа из США в Европу. Поэтому они везли его, и была эта волна. А летом, когда цена окончательно "прихлопнулась", оказалось, что дешевле заплатить штраф. Отсюда провал и пошел", – объяснил специалист.

По его словам, осенью цена начала чуть-чуть исправляться и уже подбирается к отметке 100 долларов за тысячу кубов. "Это означает, что спрос на американский СПГ будет устанавливаться, но этот кейс очень важен с точки зрения анализа рынка, который бывает неадекватным", – отметил эксперт.

"Часто встречаются утверждения, что если американский СПГ пришел в Европу, то российскому газу конец. На самом деле это не означает, что на этом СПГ кто-то в Европе зарабатывает, кроме американских терминалов. И конкурентоспособность российского трубопроводного газа в честной конкуренции все равно гораздо выше", – резюмировал Симонов.

Ранее издание "Коммерсант" со ссылкой на данные европейских операторов СПГ-терминалов сообщило, что в этом году американские поставки СПГ в Европу впервые стали отставать от темпов 2019 года.

Источник: Baltnews.lt, 19.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики