Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бойкот БелАЭС ставит под угрозу внутренние рынки стран Балтии

Бойкот БелАЭС ставит под угрозу внутренние рынки стран Балтии

Договор Литвы, Латвии и Эстонии о прекращении торговли электроэнергией с Минском после запуска Белорусской АЭС обернется высокими ценами и низкой конкуренцией для стран Балтии, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Страны Балтии заключили договоренность о прекращении торговли электроэнергией с Белоруссией после запуска Белорусской атомной электростанции. Соответствующее соглашение, передает ERR, достигнуто ответственными за энергетику министерствами Эстонии, Латвии и Литвы.

Согласно разработанной методике, электроэнергия, импортируемая на рынок стран Балтии, должна иметь доказательства происхождения, подтверждающие, что она произведена не в Республике Беларусь. Как сообщала электропередающая компания Litgrid, документ предоставлен для публичных консультаций.

«Последние действия Латвии, Литвы и Эстонии можно назвать завершением того плана, который они начали реализовывать достаточно давно. Так с самого начала реализации проекта Белорусской атомной станции Литва заявила, что не намерена самостоятельно приобретать электроэнергию из Минска после запуска предприятия и заявила о намерениях собрать коалицию для осуществления блокады.

До некоторых пор Латвия и Эстония сопротивлялись давлению литовской стороны, оказывающей давление на указанные государства. Рига и Талин заявляли, что приобретение белорусского ресурса экономично и выгодно, откладывая официальный ответ Вильнюсу», - прокомментировал Игорь Юшков.

Ранее Министерство энергетики Литвы анонсировало решение трех балтийских стран, которые приблизились к окончательному согласованию технических шагов в солидарном бойкоте электроэнергии Белорусской атомной электростанции.

«Важно помнить о том, что государства существуют в системе БРЭЛЛ, так называемом электрическом кольце Белоруссии, Российской Федерации, Эстонии, Латвии и Литвы, обеспечивающем синхронный режим работы энергетических систем и взаимную поддержку в случае аварийных ситуаций.

Данная система предусматривает ситуации, когда Белоруссия имеет право продавать электроэнергию, например, Латвии, которая, в свою очередь, получает возможность реализовывать ресурс Литве и обходить запрет на импорт белорусского электричества, введенный Вильнюсом», - рассказал собеседник агентства.

Страны Балтии заставят потребителей платить за бойкот БелАЭС

Напомним, Белоруссия строит атомную электростанцию близ города Островец в Гродненской области по российскому проекту «ВВЭР-1200». Она будет состоять из двух энергоблоков мощностью по 1200 МВт.

Предполагается, что энергетический пуск первого энергоблока с включением в энергосистему страны произойдет в четвертом квартале текущего года, а второй энергоблок БелАЭС предположительно заработает в мае 2022 года.

Активным критиком БелАЭС выступает Литва. Основной причиной противостояния стало расположение белорусского предприятия в 50 километрах от Вильнюса. Минск, в свою очередь, отвергает критику Литвы о несоблюдении требований безопасности.

Однако сейчас, акцентирует внимание Игорь Юшков, общеполитическая ситуация, развернувшаяся в Минске, становится поводом для многих государств вводить санкции против Белоруссии.

«Де-факто присоединение стран Прибалтики к позиции Литвы становится своеобразным ограничением для белорусской стороны.

На фоне изоляционных мер в качестве эффекта от них страны потеряют одного поставщика в лице Белорусской атомной электростанции, в следствие чего снизится конкуренция на рынке и вырастет стоимость ресурса. Но платить за решение властей прибалтийских государств будут, естественно, потребители», - объяснил эксперт.

Литва, как и прежде, остается основным импортером электроэнергии, которую она поставляла с газовых станций в Белоруссии. Теперь Вильнюсу придется искать альтернативного поставщика и заменять потерянные объемы.

«Белоруссия была самым выгодным поставщиком для Литвы. Я думаю, что Латвия, Эстония и Литва смогут частично брать электроэнергию из Российской Федерации, пытаясь параллельно снижать ее объемы.

Для этого государства попробуют увеличивать поставки из Швеции, откуда построен энергомост с протянутым кабелем», - добавил эксперт.

Обходная стратегия стран Балтии

Однако для этой страны, уточняет Игорь Юшков, существует определенное ограничение – Стокгольм вырабатывает электроэнергию на гидростанциях. И если зима выдается снежной, то ресурс экспортируется по приемлемой стоимости. В случае бесснежной зимы Стокгольм продает электроэнергию дороже или вовсе ее не реализует.

«Поэтому успех обходного пути для стран Балтии будет напрямую зависеть от природных факторов. Если воды благодаря снежной зиме в Швеции не будет, то Литве, Латвии и Эстонии ничего не останется кроме, как закупать по системе БРЭЛЛ российский ресурс.

Вопрос лишь в том, согласится ли Москва оказывать такие своеобразные посреднические услуги в виде импорта ресурса из Белоруссии себе, и последующей продажи своей электроэнергии прибалтам. Данная схема для Российской Федерации чревата потерей существующих рынков в Прибалтике», - отметил Юшков.

При развитии подобного сценария, считает эксперт, Москва встанет на перепутье и будет выбирать между возможностью получить доход и попасть в ловушку стран Балтии или проигнорировать бойкот БелАЭС.

«Белорусская сторона в любом случае потеряет литовский рынок, а также столкнется с усилением давления. По всей видимости к мерам энергоблокады присоединится Украина, которая в 2019 году стала очень крупным импортером белорусской электроэнергии.

Это стало важным и выгодным предприятием для Минска. Теперь Белоруссии нужно договориться с Москвой о поставках в Российскую Федерацию», - констатировал Игорь Юшков.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 25.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики