Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков предложил два варианта перевода белорусского транзита в Усть-Лугу

Юшков предложил два варианта перевода белорусского транзита в Усть-Лугу

Перенос поставок белорусских нефтепродуктов из Литвы в российский порт Усть-Луга станет самым оптимальным вариантом, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Однако сейчас организация полномасштабного транзита зависит от единственного условия, заметил он в интервью Sputnik Латвия.

Ранее глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты от четырех до шести миллионов тонн нефтепродуктов. По словам министра, свободные российские портовые мощности способны принять такие объемы при условии достижения взаимовыгодных условий.

Белоруссия обладает двумя НПЗ, которые перерабатывают до 25 миллионов тонн российской нефти в год. Это сырье поступает в Белоруссию без экспортной пошлины, поэтому Минск зарабатывает на перепродаже демпинговой нефти.

Вероятно, политическое решение о переводе белорусского транзита из Литвы в Россию принято, теперь дело за проработкой технических моментов, говорит Юшков.

«Белоруссия может перекинуть на Россию четыре-шесть миллионов тонн нефтепродуктов железной дорогой или нефтепроводом. В пользу ж/д перевозок говорит упоминание Новаком сразу нескольких портов — Усть-Луги, Приморска и Петербурга, туда нефтепродукты можно доставить только по железной дороге», — отметил эксперт.

Второй вариант заключается в перепрофилировании одной из ниток недозагруженного нефтепровода «Дружба» под нефтепродукты, объяснил эксперт. Нитку можно вывести в российские порты. Кроме того, можно построить новый трубопровод для нефтепродуктов по наиболее оптимальному маршруту, а затем подвести его к Усть-Луге.

«Заводить нефтепродукты в Усть-Лугу - это самый оптимальный вариант», — считает Юшков.

Организация доставки нефтепродуктов трубопроводом возможна, если Белоруссия сможет гарантировать его загрузку на много лет вперед. Однако в нынешних условиях такой гарантии Минск предоставить не может.

«Сейчас Москва не дает Минску особых условий и компенсаций по налоговому маневру, и к 2024 году Беларусь будет покупать российскую нефть по мировым ценам. В таких условиях Белоруссия не сможет продавать весь объем своих нефтепродуктов, как он это делает сейчас, предоставляя скидку за счет их производства из дешевой нефти. Через пять лет стоимость белорусских нефтепродуктов станет такой же, как на европейских НПЗ», — предупреждает аналитик.

В таком случае транзит нефтепродуктов по российской территории сократится и сделанные в трубопроводы инвестиции не окупятся, констатировал Юшков.

«Россия теоретически могла бы распространить на белорусов определенные выплаты, предусмотренные для российских НПЗ в рамках налогового маневра. Но сейчас ситуация такова, что политическое решение о переводе транзита в РФ принято, но как конкретно это сделать - непонятно. До тех пор, пока неясно, что будет через два-три года, речь может идти только о железнодорожных поставках в российские порты, и объема в 4-6 миллионов тонн здесь не выйдет», — резюсировал аналитик.

Республики Балтии запретили въезд ряду официальных лиц Белоруссии включая президента Александр Лукашенко. Лидер страны в ответ заявил, что не будет бороться за то, чтобы его пустили в Прибалтику. Он пообещал решить проблему экономически, переориентируя транзит на Россию.

На минувшей неделе Лукашенко сообщил, что Белоруссия готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленобласти.

Ранее Новак на встрече с коллегами из «Большой двадцатки» заявил, что глобальный спрос на топливо по итогам текущего года в среднем окажется на 10% ниже прошлогоднего уровня.

Автор: Арсений Аскольский

Источник: ИА "Политика сегодня", 28.09.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики