Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергия БелАЭС все равно может оказаться в Прибалтике

Энергия БелАЭС все равно может оказаться в Прибалтике

Сработает ли новая методика стран Балтии торговли электроэнергией, позволяющая бойкотировать электроэнергию с Белорусской АЭС, рассказал эксперт.

Литва, Латвия и Эстония договорились об общей методике торговли электроэнергией, согласно которой поставляемая в их страны электроэнергия не должна производиться в Белоруссии. Для этого электроэнергия должна иметь доказательства своего происхождения. Методика предоставлена для публичных консультаций. Об этом пишет "Интерфакс".

Внутри кольца БРЭЛЛ Белоруссия может договориться с Россией о поставках, где в качестве транзитера будет РФ, а РБ будет поставлять в российскую энергосистему свою электроэнергию, после чего Россия, соответственно, будет направлять аналогичные объемы в Латвию, Литву и Эстонию. В таком случае доказать, что в страны Балтии будет направляться именно белорусская электроэнергия, будет невозможно, потому что формально это будет не белорусская электроэнергия, а электроэнергия, выработанная на российских электростанциях, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

"Если Россия захочет скрыть происхождение электроэнергии, то, конечно, она это сделает. Более того, думаю, что Россия не будет заниматься транзитом. Даже формально мы нарушать никакие требования не будем", – сказал он в разговоре с Baltnews.

"Если даже можно было бы в проводах отследить электричество из Белоруссии, то даже при российском посредничестве оно заходить в Прибалтику не будет. Все равно будет приходить в российские энергосети на границе Россия – Белоруссия и дальше перераспределяться местным потребителям. Аналогичные объемы будут вырабатываться другими российскими электростанциями, которые находятся ближе к точкам энергоперехода, транзитным сетям к странам Прибалтики и дальше туда экспортироваться. Даже на практике это не будет транзитом электроэнергии. Это будет выработка на российских электростанциях и дальше передача. Просто такого же объема, который, например, в Россию поставляет Белоруссия", – объяснил Юшков.

По его словам, такая обменная схема не запрещена, поэтому даже в теории будут выполняться все условия. Другой вопрос – нужно ли это России, потому что Белоруссия в данном случае выступает российским конкурентом на рынках электроэнергии Прибалтики.

"Здесь уже между Москвой и Минском необходимо договариваться – принимаем мы некое политическое решение, что Россия помогает Белоруссии пристраивать свою электроэнергию или мы выступаем как конкуренты. В этом плане остановка экспорта электроэнергии из Белоруссии в Прибалтику, в частности, в Литву поможет России получить новые рынки сбыта для своей электроэнергии. Плюс, на рынке Прибалтики цены на электроэнергетику подрастут. И Россия, наверное, больше заработает", – сказал эксперт.

Юшков полагает, что при посреднических услугах Россия мало что заработает, только позволит Белоруссии продолжать экспорт электроэнергии в том же или даже большем объеме.

"Сейчас в Белоруссии запускается атомная электростанция, что увеличит объемы электроэнергии в стране. Напрямую в Литву они экспортировать ее не смогут. Только если с атомной станции будет потребляться внутри Белоруссии, а газовые электростанции, которые находятся ближе к российской границе, будут вырабатывать электроэнергию и отправлять ее в Россию. Россия будет перепродавать прибалтам. Такая схема возможна", – указал он.

Для России преимущество в том, что электроэнергия с первого блока атомной станции Белоруссии новой найдет рынок сбыта даже при посредничестве с Россией. Если это произойдет, тогда Белоруссия не будет сокращать генерацию на газовых энергоблоках, соответственно, не будет сокращать закупку российского газа, считает эксперт.

"Сейчас, если Белоруссии некуда давать электричество с новой атомной станции, оно направится на внутренний рынок. И атомная электростанция уберет энергобаланс газовой электростанции. Белорусы сократят потребление российского газа на 3 млрд кубов на первый энергоблок. Потом 3 млрд кубов на второй энергоблок. Нам этот газ некуда будет продать, и придется сократить добычу", – указал Юшков.

"Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы атомная электроэнергия работала, не вытесняя белорусскую газовую генерацию. Но в то же время нам хотелось бы и заработать на том, что для нас освобождаются энергорынки в странах Прибалтики в случае, если они откажутся от покупки электроэнергии для Белоруссии. Поэтому здесь должно быть принято стратегическое решение, оно принимается на уровне президента", – заключил он.

Источник: Baltnews.lv, 29.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики