Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша выписала разорительный штраф за «Северный поток – 2»: что будет с проектом

Польша выписала разорительный штраф за «Северный поток – 2»: что будет с проектом

Разбираемся, чем недовольны поляки, и кому выгоден их демарш

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Управление по охране конкуренции и потребителей Польши выписало «Газпрому» крупный штраф – 29 млрд злотых, то есть 7,6 млрд долларов. Попали под раздачу и еще 5 европейских компаний, которые работают над «Северным потоком – 2»: британско-голландская Shell, французская Engie Energy, немецкие Wintershell и Uniper, австрийская OMV. Напомним, это ветка магистрального газопровода, которая идет из Ленинградской области в северо-восточную Германию. 

Глава управления Томаш Хрустный объяснил журналистам, что такие беспрецедентные штрафы вызваны «схемами финансирования строительства «Северного потока – 2», не согласованными с польским антимонопольным органом.

- В течение 30 дней после получения решения фирмы, участвующие в проекте, должны будут расторгнуть договор о строительстве, - подчеркнул Хрустный.

В ЧЕМ ПРЕТЕНЗИЯ ВАРШАВЫ

Если коротко, поляки считают, что с их антимонопольным ведомством нужно было согласовать строительство газопровода. Хотя трубу проложили в территориальных водах и исключительных экономических зонах пяти стран: России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Каждая из них разрешила строительство и эксплуатацию «Северного потока – 2».

Польшу же лишь приглашали поучаствовать в консультациях, равно как и три прибалтийские республики. Это требование Конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду. 

Кроме того, официальная Варшава не скрывает, что ее беспокоит усиление присутствия «Газпрома» на европейском рынке.

- Завершение проекта приведет к увеличению зависимости покупателей газа от единого поставщика – «Газпрома», - заявил Томаш Хрустный. – Это нарушение закона, которое подрывает нормы конкуренции.

Управление по охране конкуренции и потребителей Польши выписало «Газпрому» штраф в 7,6 млрд долларов.

ЧТО ГОВОРЯТ В «ГАЗПРОМЕ»?

Российская компания заявила, что обжалует штраф.

- Решение польского регулятора нарушает принципы законности, соразмерности и справедливого разбирательства, а беспрецедентная сумма штрафа свидетельствует о желании любыми средствами противодействовать реализации проекта «Северный поток – 2», - говорится в заявлении «Газпрома».

В компании уверены, что не нарушали антимонопольное законодательство Польши, и готовы отстаивать свою позицию.

ЧИСТАЯ ПОЛИТИКА, НИКАКОЙ ЭКОНОМИКИ 

- Это политический ход, который направлен на то, чтобы помешать завершению стройки, - уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Сумма штрафа сопоставима со стоимостью всего проекта (7,6 млрд долларов против 9 млрд), так что вряд ли дело дойдет до его выплаты. Поляки занимаются казуистикой, ищут лазейки в европейском праве.

Худший сценарий развития событий – Польша попытается арестовать имущество «Газпрома» на своей территории. Например, по их земле проходит газопровод «Ямал – Европа». Впрочем, эксперт уверен, что до такого не дойдет. Ведь в Варшаве понимают, что последуют ответные меры. А это Польше не нужно.

Другой вопрос, что Польше нужно? Почему Варшава так вцепилась в «Северный поток – 2»? Неужели правда так боится зависимости от «Газпрома»? Но во-первых, труба идет не в Польшу, а в Германию. А во-вторых, в последние годы Польша планомерно снижает объем закупок газа из России и переходит на сжиженный природный газ из США.

- В истории с «Северным потоком – 2» Польша ведет себя так, чтобы обеспечить США максимальное присутствие на рынке Европы, - говорит руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. – Причем преследуя политические интересы, Варшава не редко действует в ущерб собственной экономике.

Автор: Влад Смертин
 
Источник: KP.RU, 07.10.2020

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики