Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Противники пытаются добить "Северный поток 2"

Противники пытаются добить "Северный поток 2"

Штраф в размере 7,6 миллиарда долларов, который польский антимонопольный регулятор предъявил "Газпрому", никак не отразится на ходе строительства "Северного потока 2". Его завершение в середине следующего года вполне реально. Более того, "Газпром" ищет возможность заполнить своим газом до 100% мощностей трубы, что на первой взгляд не увязывается с правилами обновленной Газовой директивы ЕС.

ЭФФЕКТ ТОКСИЧНОСТИ

Польский антимонопольный регулятор UOKiK обвинил "Газпром" и его пятерых партнеров по "Северному потоку 2" в том, что они не согласовали с властями Польши создание совместного предприятия для реализации проекта. "Газпром" намерен обжаловать это решение в суде.

 

 

По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, поляки вряд ли рассчитывают на то, что российская компания выплатит заявленный штраф. "Формально польский регулятор оштрафовал "Газпром" за то, что он и пять европейских компаний не выполнили предписание польской антимонопольной службы – не продавать акции компании оператора "Северного потока 2" – объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Однако эта сделка не состоялась, компании вместо того, чтобы купить по 10% акций, выдали "Газпрому" кредиты, которые не запрещены и не требуют согласования. "Таким образом, поляки вряд ли могут рассчитывать на то, что "Газпром" выплатит штраф, прежде всего, потому что он безоснователен. Скорее всего, они хотят создать эффект токсичности для "Северного потока 2", — считает он.

ДОСТРОЯТ БЫСТРО

При этом на достройку газопровода ситуация с выписанным "Газпрому" штрафом никак не повлияет, так как она касается предыдущих решений, полагают эксперты.

С другой стороны, до конца 2020 года ввести газопровод в эксплуатацию тоже не удастся, так как ни один из кораблей до сих пор не вышел на объект и не начал прокладывать газопровод.

"Когда достроят газопровод, в конце следующего года или в середине – сложно сказать, потому что пока с кораблями идет некая игра. До сих пор непонятно, кто будет прокладывать трубы, к тому же все опасаются санкций", — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Скорее всего, "Газпром" сообщит о возобновлении строительства только тогда, когда судно встанет придет к объекту и начнет работу, потому что если это сделать заранее, то строительству могут помешать, добавляет Юшков.

"Но по все видимости, какие-то процессы уже начались. Я думаю, что достройка проекта возобновится в этом году и он будет запущен в середине 2021 года", — считает он.

ПУТИ ОБХОДА ГАЗОВОЙ ДИРЕКТИВЫ

О том, что строительство завершится довольно скоро, говорит и то, что "Газпром" 6 октября упомянул об изучении альтернативных вариантов адаптации проекта "Северный поток 2" к обновленной Газовой директиве ЕС.

Согласно принятым поправкам в Газовую директиву, оператором "Северного потока 2" должна выступать независимая от "Газпрома" компания, а 50% мощности трубы нужно зарезервировать под прокачку газа от других поставщиков.

Однако есть вполне соответствующие европейскому законодательству формы функционирования этого проекта, которые позволят "Газпрому" заполнить трубопровод на 100% своим газом, считают эксперты.

Во-первых, согласно европейскому законодательству Германия, как страна-член ЕС, на чьей территории газопровод "выныривает из моря", имеет право сделать исключение из основного правила директивы и разрешить "Газпрому" заполняться своим газом больше, чем 50% мощностей, — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

На случай, если Евросоюз не даст Германии на этот шаг согласие или, например, канцлер ФРГ Ангела Меркель уйдет с поста в следующем году, у "Газпрома" есть план "Б", добавляет он. Как известно, в третьей газовой директиве говорится не только о том, что "Газпром" гарантированно имеет право на 50% мощностей. Параллельно она также регулирует вопрос бронирования второй половины мощностей.

"Существует процедура, которая позволяет "Газпрому" вторые 50% выставлять на аукцион. И нет запрета на то, что "Газпром" сам же и выкупит эти мощности на своем же аукционе. Это может быть, как сама компания, так и ее покупатели. Важно, что по трубе пойдет именно газпромовский газ", — объясняет Симонов.

Еще один возможный вариант обойти газовую директиву – это выделить последний участок трубы, который начинается в 12 милях от берега Германии в отдельный проект и назначить для него независимого оператора, то есть нужно поменять собственника, заключил Юшков.

Автор: Валерия Княгинина

Источник: ПРАЙМ, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики