Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > TANAP рискует стать разменной монетой конфликта в Нагорном Карабахе

TANAP рискует стать разменной монетой конфликта в Нагорном Карабахе

Азербайджанские газопроводы имеют значение для европейской энергетики, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Азербайджан имеет хорошие позиции на нефтегазовом рынке

Пресс-секретарь президента Нагорного Карабаха Ваграм Погосян опроверг заявление Азербайджана об обстреле нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» и подчеркнул, что армия Арцаха не нацеливается на объекты невоенного назначения.

Данный трубопровод предназначен для транспортировки азербайджанской нефти к турецкому порту Джейхан, который расположен на берегу Средиземного моря. Проект функционирует с 13 июля 2006 года, а среди его акционеров значатся BP и Statoil.

Пропускная способность системы составляет 1,2 млн баррелей в сутки. Данный проект является основой нефтяных доходов Баку, но этим трубопроводная инфраструктура Азербайджана не исчерпывается: прошлом году был открыт газопровод TANAP.

TANAP — Трансанатолийский газопровод — начал работать в июле 2019 года. Азербайджанский газ по нему поставляется через Грузию и Турцию к греческой границе. В ближайшем будущем его продолжением станет Трансадриатический газопровод.

Эти трубопроводы расположены вблизи армянской и нагорнокарабахской границ, поэтому они находятся в зоне оперативных возможностей армянской стороны. В ВС Армении присутствуют оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-Э», у которых есть на вооружении ракеты с боевым радиусом в 300 км, которые точно могут достать до азербайджанских труб.

Армянская сторона не пойдет на такой шаг, но эта тема постоянно обсуждается в рамках идущего конфликта.

«Больше всего Азербайджан отправляет нефти через российский порт Новороссийск. Там азербайджанская нефть загружается в танкеры и отправляется на мировой рынок. Из-за этого Азербайджан играет достаточно большую роль для мирового нефтебаланса. Баку не является Россией или Саудовской Аравией, но у него немаловажная роль», — заключает Юшков.

Если Азербайджан перестанет экспортировать нефть, то мировой рынок это заметит: рыночные цены сразу пойдут вверх.

«Дефицита бы не возникло, но тем не менее азербайджанцы добывают много нефти. Баку является крупным региональным производителем и эффективно влияет на ситуацию на рынке», — констатирует Юшков.

Что касается газа, то Азербайджан только в последнее время начал его экспорт, а главным получателем сырья стала Турция.

TANAP имеет мощность в 16 млрд кубов газа, но полностью не заполняется: у Баку есть проблемы с месторождением «Шах-Дениз», ставящие под сомнение окупаемость проекта, в который вложились многие страны ЕС.

В Брюсселе планировали, что азербайджанский газ «разбавит» российский экспорт, но пока от проекта выигрывает только Турция. После того, как был введен TANAP, существенно упали российские поставки газа через «Голубой поток».

«Кроме Турции небольшие объемы азербайджанского газа поступали в Грузию, а после начала работы TANAP эти возможности будут расширены. По проекту 6 млрд кубов остается в Турции, дальше идут два ответвления в Болгарию и Грецию, которые должны получать по 1 млрд кубов, а к концу 2020 года планировалось достроить маршрут до Италии», — резюмирует Юшков.

Италия хочет закупать до 8 млрд кубов азербайджанского газа, но это направление будет реализовано не ранее 2021 года.

«Газом азербайджанцы снабжают только Турцию, а вот их нефть расходится по мировому рынку, и тут у Баку много потребителей, однако нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» является недозагруженным», — заключает Юшков.

У него есть несколько «каналов» на грузинские порты, но они поставляют небольшие объемы нефти. Первое место в азербайджанском экспорте продолжает занимать Россия, а нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» только на втором.

Войны несут риск мировой энергетике

У армян имеются возможности повлиять на азербайджанские поставки энергоресурсов, но они на такое не решатся. Для этого конфликт в Нагорном Карабахе должен выйти из-под контроля, но это не выгодно ни Азербайджану, ни Турции.

Тема саботажа энергетических маршрутов периодически всплывает в мировой политике — достаточно вспомнить рассуждения, что Иран в борьбе с саудитами перекроет Ормузский пролив, а Украина — российский экспорт газа в Евросоюз.

Только такие действия сразу дестабилизируют международные отношений и создадут риск непредсказуемых последствий.

«Подобное не происходит часто, но риски уничтожения энергетической инфраструктуры остаются как в ходе боевых действий, так и в результате террористических актов. Украинцы ведь взорвали ЛЭП в Крым и проделали это неофициально: пришли люди с гранатами и уничтожили эти объекты, а после не пустили ремонтников их починить», — констатирует Юшков.

С российским газотранспортным маршрутом в ЕС украинцы так не поступают, потому что в подобном вопросе заложен внешний интерес, а сам транзит остается для Украины одним из немногих источников поступления валютных доходов.

«В ходе боевых действий в Донбассе был разрушен Лисичанский НПЗ, который принадлежал «Роснефти» — объекта больше не существует. Так, в ходе боевых действий энергетическая инфраструктура может уничтожаться», — резюмирует Юшков.

В Нагорном Карабахе не идет полномасштабной войны, но если она начнется, то сразу создаст колоссальные риски для всего региона. Говорили в Азербайджане об ударе по Армянской АЭС, пусть и сложно представить такой акт вандализма.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики