Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польский антимонопольный регулятор оштрафовал «Газпром» и европейских партнеров проекта «Северный поток — 2»

Польский антимонопольный регулятор оштрафовал «Газпром» и европейских партнеров проекта «Северный поток — 2»

«Газпром» оштрафован на 7,6 млрд долларов, компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall — на 61 млн долларов. Российская компания заявила о намерении обжаловать решение польского регулятора

Польский антимонопольный регулятор (UOKiK) оштрафовал «Газпром» на 7,6 млрд долларов по делу «Северного потока — 2», а европейские партнеры проекта — компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall — на 61 млн долларов.

«Газпром» и партнеры были наказаны максимальными финансовыми санкциями, предусмотренными польским законодательством (10% годового оборота), за строительство газопровода без согласия антимонопольного ведомства Польши. Кроме того, иностранные компании должны расторгнуть договоры о финансировании строительства «Северного потока — 2» в течение 30 дней. В UOKiK полагают, что завершение строительства газопровода может привести к росту цен на газ и поставить под угрозу бесперебойность его поставок в Польшу.

В Кремле уверены, что «Газпром» обеспечит контрмеры на решение польского регулятора в отношении российской компании, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов.

— Польша сегодня выписала «Газпрому» многомиллиардный штраф. Штраф также получили его партнеры по проекту «Северный поток — 2». Утверждают, что газопровод нарушает интересы покупателей. Планируется ли какая-то реакция на действия властей Польши со стороны Кремля?

— Безусловно, информация достаточно новая. И ее нужно с правовой точки зрения анализировать. Не сомневаюсь, что все, что можно и нужно делать с точки зрения правового обеспечения каких-то контрдействий, будет корпорацией сделано.

— Как скажутся на российско-польских и на российско-европейских отношениях подобные решения Польши?

— К сожалению, вряд ли можно назвать российско-польские отношения процветающими. И вряд ли можно предположить, что что-то скажется негативно. В целом, отношения находятся не на должном уровне, к сожалению.

Польский регулятор инициировал расследование в отношении «Газпрома» и пяти его партнеров по «Северному потоку — 2» в мае 2018 года. По данным регулятора, «Газпром» без предварительного согласия UOKiK заключил финансовую сделку с этими компаниями, и в результате она может привести к ограничению конкуренции.

Штраф огромный — весь «Северный поток — 2» стоит 9,4 млрд долларов. И теперь все это, скорее всего, будет объединено в одно большое дело: участники «Северного потока — 2» против польского антимонопольного органа, дело затянется как минимум на год, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

— Просто так отказаться от этого штрафа уже будет нельзя. Поэтому теперь все стороны пойдут в суд и будут стараться отменить этот штраф, польские антимонопольщики попытаются доказать свою правоту. Дело в том, что антимонопольный орган Польши запретил в свое время продажу по 10% акций этим пяти европейским компаниям. И «Газпром» выполнил это решение. Стороны не создавали совместного предприятия. «Газпром» владеет всеми 100% акций, он ничего в итоге не продал. То есть они выполнили предписания польского антимонопольного органа, который считает, что компании просто обошли это, что на самом деле они не выполнили предписание, акции они не купили, но выдали кредит. Но никто не говорил, что кредиты выдавать нельзя «Газпрому» на строительство «Северного потока — 2». И вопрос выдачи кредита на строительство не находится в плоскости регулирования польских антимонопольщиков. Поэтому почему поляки сейчас так с шашкой наголо выступают и считают, что выигрывают? Это довольно странно, потому что по факту компании не нарушали предписаний польских антимонопольщиков.

— Каковы потенциальные экономические последствия?

— Если какое-то решение будет в 2021 году, это уже будет хорошо. Но в целом, я думаю, пока они пойдут по польской инстанции, потом перейдут в высшую, в европейские суды, это вторая половина 2021-го — начало 2022 года. Пока стороны подали апелляцию, они не обязаны выплачивать этот штраф. Поэтому пока никто не пострадает. Единственное, что польский антимонопольный орган помимо штрафа еще предписал всем разорвать договоры о финансировании строительства «Северного потока — 2». По идее, сейчас «Газпром» должен вернуть около 4,5 млрд евро пяти европейским компаниям. Но вряд ли «Газпром» это будет делать. Он тоже будет указывать на то, что, пока все судятся, исполнять предписания польского антимонопольного органа никто не обязан. То есть польский антимонопольный орган пытается создать «Северному потоку — 2» эффект токсичности, чтобы в итоге все европейские партнеры сказали, что тут много проблем с газопроводом: и санкциями угрожают, и антимонопольщики штрафы выписывают, дай-ка я добровольно от него откажусь, выйду и вообще приму сторону противников проекта и скажу, что мне он все-таки не нужен. Основная цель, я думаю, сейчас такая. Плюс поляки таким образом могут давить на «Газпром» в плане переговоров о новом контракте на поставку газа, потому что в 2022 году действующий контракт закончится, польская государственная компания говорила, что старый так называемый ямальский контракт они продлевать не будут. Но не говорят о том, что они вообще никакого контракта подписывать не будут. Вполне возможно, что они что-то подпишут и давят на «Газпром», чтобы тот был более сговорчивым, возможно, по контрактам после 2022 года.

«Газпром» уже заявил, что не согласен со штрафом польского регулятора и будет его обжаловать, поскольку беспрецедентная величина штрафа свидетельствует о желании любыми средствами противодействовать реализации проекта «Северный поток — 2».

Компания Shell, участвующая финансировании «Северного потока — 2», также заявила, что не согласна с решением в отношении кредиторов газопровода, пишет «Коммерсантъ». В OMV сказали, что изучат решение польского антимонопольного регулятора, при этом подчеркнули, что компания уверена в соблюдении всех действующих законов. В Uniper отмечают, что компания не разделяет подход, которым руководствовался UOKiK в своем решении.

Источник: BFM.RU, 07.10.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики